Притча о брачной одежде преподносит нам урок величайшего значения. Под свадьбой подразумевается союз человеческого с божественным; брачная одежда представляет здесь тот характер, каким должны обладать все, кто удостоился чести быть гостем на свадебном пире.
Эта притча, как и притча о великой вечере, говорит о евангельском призыве, отвергнутом еврейским народом, и об обращении этого призыва милосердия к язычникам. Но, указывая на тех, кто отверг призыв, эта притча говорит о еще более наглом оскорблении и о еще более ужасном возмездии. Приглашение на пир — это в данном случае призыв царя. Он исходит от того, кто облечен властью и силой повелевать. И это приглашение означает высокую честь. И все же оказанная честь оказалась не оцененной. Авторитетом царя пренебрегли. Если в притче о великой вечере приглашение хозяина дома было встречено с безразличием, то приглашение царя в настоящей притче было встречено оскорблениями и убийством. Слуг царя встретили с презрением, безжалостно обошлись с ними, а потом убили.
Хозяин в притче о брачной вечере, видя пренебрежительное отношение приглашенных к нему, объявил, что никто из них не будет присутствовать на вечере. В этой же притче те, кто обнаружил свое презрение к царю, заслужили гораздо большее наказание, чем просто исключение из числа приглашенных гостей: «Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их».
В обеих притчах на пиру в конце концов оказывается множество гостей, но вторая показывает, что присутствующие там должны были сделать некоторые приготовления. Те же, кто пренебрег приготовлением к пиру, были изгнаны. «Царь, вошед посмотреть возлежащих… увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Приглашение на пир было передано людям учениками Христа. Господь послал двенадцать апостолов, а затем еще семьдесят возвестить о том, что Царство Божье близко, и призвать людей покаяться и поверить Евангелию. Но призыв этот остался без внимания. Те, кого пригласили на пир, не пришли. Слуги в притче были посланы еще раз, чтобы сказать. «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Это была весть к иудейской нации после распятия Христа; но народ, который провозглашал себя Божьим, особым народом, отверг Евангелие, принесенное ему в силе Святого Духа. Многие отвергли его с презрением. Другие же были настолько раздражены призывом к спасению и предложенным прощением за их отвержение Господа славы, что во гневе обратились на принесших им эту весть. «Произошло великое гонение» (Деяния 8:1). Многие люди были брошены в тюрьму, а некоторые из вестников Господа, Стефан и Иаков, были убиты.
Еврейский народ подтвердил таким образом свое отвержение милосердия Божьего. Христос в Своей притче предсказал последствия этого: «Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Произнесенный здесь приговор исполнился и в судьбе еврейского народа: Иерусалим был разрушен, а нация рассеяна по всему свету.
Третье приглашение на пир символизирует в притче распространение Евангелия среди язычников. Царь сказал: «Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».
Слуги царя, «выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых». Это было весьма пестрое общество. У иных из них было не больше уважения к хозяину пира, чем у тех, кто с самого начала отверг его приглашение. Как приглашенные в первый раз не могли, как им казалось, пожертвовать земными делами ради участия в пире царя, так и откликнувшиеся на последнее приглашение в большинстве своем тоже думали только о своих земных удовольствиях. Они пришли попировать без малейшего желания почтить позвавшего их царя.
Когда царь вышел взглянуть на гостей, ему открылся истинный характер каждого из них. Для каждого из приглашенных была приготовлена брачная одежда. Это одеяние было даром царя. Облачаясь в этот наряд, гости демонстрировали свое уважение к хозяину пира. Но один из гостей был одет в обычную одежду. Он не захотел подготовиться к пиру так, как требовал царь. Он пренебрег одеянием, приготовленным для него и стоившим больших затрат. Этим он оскорбил господина. На вопрос царя: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» — он не смог ответить ничего и таким образом вынес себе приговор. «Тогда сказал царь слугам: ‘Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю'".Знакомство царя с гостями в данной притче символизирует суд. Гости на евангельском пире — это те, кто заявляет, что служит Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Но не все, считающие себя христианами, являются истинными учениками Христа. Прежде чем им будет дано окончательное вознаграждение, должно быть решено, кто из них достоин разделить наследие праведных. Это решение должно быть принято прежде Второго пришествия Христа на облаках небесных; ибо когда Он придет, Он уже принесет Свою награду или возмездие, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12). Еще до того, как Он придет, достоинства дел каждого человека будут определены и оценены, и каждому из последователей Христа будет определено воздаяние в соответствии с его делами.
В то время когда люди еще живут на земле, в небесных дворах уже происходит следственный суд. Бог обозревает жизни каждого, называющего себя последователем Христа. Дело каждого рассматривается в соответствии с записями в небесных книгах, и, согласно записанным там делам, определяется вечная участь каждого.
Под брачной одеждой в притче символически представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было «облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откровение 19:8), чтобы быть «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Ефесянам 5:27). Виссон — это праведность Самого Христа, Его Собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Христа как своего личного Спасителя.
Белые одежды непорочности носили наши прародители, когда были поселены Богом в святом Едеме. Они жили в полном согласии с волей Божьей. Вся сила их любви принадлежала их Небесному Отцу. Дивный мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Это одеяние из света было символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом, и окружавший их свет исчез. Нагие и чувствующие стыд, Адам и Ева попытались прикрыть свою наготу сшитыми фиговыми листьями.
Это же пытаются делать все, кто преступает Божий закон еще со времен неповиновения наших прародителей. Они сшивают фиговые листья, чтобы прикрыть свою наготу, вызванную грехом. Они носят одежды своего собственного изобретения, и своими собственными делами они пытаются упрятать свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога.
Но этого они никогда не смогут сделать. Человек не может создать ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду непорочности. Ни в одеянии из фиговых листьев, ни в любой мирской одежде невозможно воссесть рядом со Христом и ангелами на брачном пире Агнца.
Лишь в одеянии, приготовленном для нас Самим Христом, можем мы предстать перед Богом. В такое облачение, в одежду Своей Собственной праведности Христос оденет каждую кающуюся, верующую душу. «Советую тебе, — говорит Он, — купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откровение 3:18).
В этом одеянии, сотканном на небесах, нет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас. «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Исаии 64:6). Все, что мы можем сделать сами, запятнано грехом. Но Сын Божий «явился для того, чтобы взять грехи наши; и в Нем нет греха». Грех есть «беззаконие», Христос же был послушен каждому требованию Закона. Он сказал о Себе: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9). Пребывая на земле, Он говорил Своим ученикам: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Иоанна 15:10). Своим совершенным послушанием заповедям Божьим Он предоставил каждому человеку возможность соблюсти их. Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это и означает быть облаченным в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и не изуродованность грехом, но Свою Собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы.
Царь оглядел гостей брачного пира. Только те из них, кто подчинился его требованиям и оделся в брачные одежды, были оставлены. То же случится и с гостями брачной вечери Агнца. Все должны предстать перед испытующим взором великого Царя, и приняты будут лишь те, кто оделся в одежды праведности Христа.
Праведность есть праведные дела, и именно по ним все будут судимы. Наш характер проявляется в том, что мы делаем. Наши дела доказывают искренность нашей веры.
Недостаточно верить, что Иисус не был самозванцем и что библейская религия не является искусно построенным мифом. Мы можем верить, что имя Иисуса является единственным именем под небесами, которым человек может быть спасен, но так и не признать Его своим личным Спасителем. Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно провозгласить себя верующим во Христа и быть записанными в церковной книге. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоанна 3: 2:3). Таково истинное доказательство обращения человека. Что бы мы сами ни говорили о своей праведности, она ничего не стоит, если в наших делах не будет явлен Христос. Истина должна укорениться в нашем сердце, она должна управлять нашим разумом, контролировать наши чувства. Все наше естество должно нести отпечаток Божественного. Каждая йота Слова Божьего должна воплотиться в наших повседневных делах.
Тот, кто становится причастником Божеского естества, будет находиться в гармонии с Божьим великим мерилом праведности, Его святым Законом. Бог оценивает действия людей согласно этому великому эталону, и именно он будет мерилом испытания нашего характера на суде.
Многие считают, что смерть Христа привела к отмене закона; но они тем самым противоречат словам Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков… Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:17, 18). Для того, чтобы искупить человека от последствий нарушения Закона Христос отдал Свою жизнь. Если бы закон мог быть изменен или отменен, Христу не нужно было бы умирать. Своей жизнью на земле Христос возвеличил Божий Закон. И Своей смертью Он утвердил его. Он отдал Свою жизнь в жертву не затем, чтобы уничтожить Божий Закон, не затем, чтобы создать какой-то иной, более низкий эталон, но для того, чтобы поддержать справедливость, чтобы показать непреложность закона и укрепить его навечно.
Сатана говорил, что человеку не по силам соблюдать заповеди Божьи; и это действительно невозможно для нас, если мы надеемся только на свои собственные силы. Но Христос, приняв человеческую природу, Своим совершенным послушанием доказал, что в союзе с Богом человек может повиноваться каждому Божьему предписанию.
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоанна 1:12). Эта сила — не человеческая. Это — Божья сила. Когда душа принимает Христа, она получает и силу, чтобы жить жизнью Христа. Бог требует от Своих детей совершенства, эталон которого Он определил в Своем Законе, запечатлев в нем Свой Собственный характер. Этот безошибочный стандарт был явлен всем, чтобы не могло быть никакой ошибки относительно тех качеств, которыми будут обладать люди в Его Царстве. Жизнь Христа на земле была совершенным выражением Закона Божьего. Поэтому когда те, кто называют себя детьми Божьими, будут подобны Христу в характере, они будут послушны и Божьим заповедям. Только тогда Господь сможет сделать их членами небесной семьи. Одетые в славные облачения Христовой праведности, они получат место на брачном пире Царя. Они по праву присоединятся к сонму омытых кровью.
Человек же, явившийся на пир не в брачной одежде, олицетворяет духовное состояние многих людей в современном мире. Они считают себя христианами и заявляют о своем праве на благословения и привилегии Евангелия, но не испытывают нужды в преобразовании характера. Они не пережили истинного покаяния. Не осознают они своей нужды во Христе и не укрепляются в вере в Него. Такие люди не преодолели своих врожденных и приобретенных наклонностей ко злу. И все же они считают себя вполне добропорядочными и находят возможным полагаться только на свои собственные силы вместо того, чтобы довериться Христу. Это те, кто, услышав Слово Божье, пришел на пир, но не одел одежду Христовой праведности.
Многие из называющих себя христианами являются просто моралистами в чисто человеческом смысле. Они отказались от дара, который один только может сделать человека способным прославить Христа, представив Его миру. Работа Святого Духа для них — странное дело. Они не являются исполнителями Слова. Для них стали почти неразличимыми те небесные принципы, которые проводят различие между теми, кто находится в единстве со Христом, и теми, кто соединен с миром. называющие себя последователями Христа, уже не являются отделенным и особенным народом. Различия между верующими и неверующими стали практически незаметными. Люди подчинили себя миру, его обычаям, его самолюбию. Сама Церковь вместо того чтобы привести мир к повиновению Закону Божьему, в нарушении этого закона уподобилась миру. Церковь все более превращается в мирскую организацию.
Все эти люди ожидают обрести спасение благодаря смерти Христа, отказываясь в то же время жить Его жизнью самопожертвования. Они расхваливают богатства безвозмездно дарованной благодати и пытаются создать видимость праведности, надеясь таким образом скрыть изъяны своего характера, но все их усилия будут тщетны в великий день Божий.
Праведность Христа не покроет ни один лелеемый грех. Бывает так, что человек нарушает закон в своей душе, хотя внешне не совершает никакого преступления. Мир может считать его человеком безупречной честности, но Закон Божий открывает тайники его сердца. О всяком поступке человека судят по вызвавшим его мотивам. Оправданными будут только те человеческие побуждения, которые согласуются с принципами Божьего Закона.
Бог есть любовь. Эту Свою любовь Он явил, подарив миру Христа, отдав «Своего Сына Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Он ничего не пожалел для тех, кого Он выкупил для Себя. Он отдал нам все небо, откуда мы можем черпать силы и способности, чтобы нам не отступить и не быть побежденными нашим врагом. Но любовь Бога не означает, что Он извиняет грех. Он не извинил ни грех сатаны, ни грех Адама или Каина; не оправдывает Он никакой из грехов любого другого человека. Он не будет смотреть сквозь пальцы на наши грехи или потворствовать слабостям нашего характера. Он хочет, чтобы мы победили их во имя Его.
Отвергающие дар праведности Христа отказываются приобрести такие качества характера, которые позволили бы им стать сыновьями и дочерьми Божьими. Они отказываются от того, что одно только может принести им право на участие в брачном пире.
В этой притче на вопрос царя: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» человек тот молчал. Так будет и в день великого суда. Здесь, на земле, человек может пытаться оправдать те или иные свои пороки, но в судный день никаких извинений у него не найдется.
Современным христианским церквам даны величайшие возможности. Господь открылся нам во все возрастающем свете. Сегодня наши преимущества намного превышают те, которыми обладал народ Божий в древности. Мы обладаем не только великим светом, который когда-то был дарован Израилю, но у нас есть еще большее свидетельство безграничного дара спасения, данного нам через Христа. Все, что было для евреев лишь символом и прообразом, для нас стало реальностью. У них был только Ветхий Завет; мы, кроме этого, обладаем и Новым Заветом. Нам дано обещание Спасителя, Который уже приходил, Спасителя, Который был распят, воскрес и над гробницей Иосифа провозгласил: «Я — воскресение и жизнь». Через познание Христа и Его любви Царство Божье установлено среди нас. Христос открывается нам в проповедях и песнопениях. Духовный пир представлен перед нами во всем изобилии его богатства. Брачная одежда, приобретенная бесконечной ценой, предлагается даром каждому. Вестники Божьи раскрыли нам многие драгоценные истины: праведность Христа, оправдание по вере, обильные и бесценные обетования Слова Божьего, свободный доступ к Отцу через Христа, утешение Духа Святого, надежное заверение в вечной жизни в Царстве Божьем. Что еще мог бы сделать Бог, чего Он еще не сделал для приготовления великой вечери, небесного пира? Ангелы на небесах сказали: «Мы исполнили порученное нам служение. Мы оттесняли армии ангелов зла. Мы вселяли в души людей свет, обостряли их разум для осознания любви Божьей, явленной в Иисусе. Мы направляли их взоры к Голгофскому кресту. Их сердца были глубоко потрясены силой греха, который распял Сына Божьего. Они обратились. Они видели тот путь, который вел их к обращению; они чувствовали силу Евангелия; их сердца смягчились, когда они вкусили сладость Божьей любви. Они увидели красоту характера Христа. Но для многих все это оказалось напрасным. Они не отказались от своих привычек и своего характера. Они не сбросили мирских одеяний, чтобы быть одетыми в небесные одежды. Их сердца остались в плену корыстолюбия. Дружба с миром была для них дороже любви к Богу».
Суровым будет для них день окончательного решения. Апостол Иоанн так описывает его в пророческом видении: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:11, 12).
Перед лицом вечности страшно им будет оглянуться назад. Вся их жизнь предстанет перед ними такой, какой она была. Мирские удовольствия, богатства и почести покажутся теперь ничтожными. Люди увидят, что единственной подлинной ценностью была и остается праведность, которую они презирали. Они увидят, что сформировали свой характер под влиянием обманчивых обольщений сатаны. Одежды, которые они предпочли, будут говорить об их преданности первому великому отступнику. И тогда они увидят последствия своего выбора. Они поймут тогда, к чему приводит нарушение заповедей Бога.
Но нового испытательного срока для приготовления к вечности уже не будет. Лишь в этой жизни нам дается возможность облечься в одежду Христовой праведности. Это — наша единственная возможность сформировать свой характер для того дома, который Христос приготовил для соблюдающих Его заповеди.
Дни, предоставленные нам для испытания, быстро истекают. Их конец близок. Это для нас звучит предупреждение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Луки 21:34). Остерегайтесь, чтобы день тот не застал вас неприготовившимися. Будьте внимательны, чтобы не оказаться на царском пире без брачной одежды.
«В который час не думаете, приидет Сын Человеческий». «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Матфея 24: Откровение 16:15).