Остап Вишня 1927 г. ЧУХРАИНЦЫ
Предисловие.
Чухраинцы, как мы знаем — это странный народ, живший в чудной стране Чухрен. Страна Чухрен была по ту сторону Атлантиды.
Название чухраинцы (и это мы уже знаем) возникло от того, что народ всегда чухался (чесался).
В данной нашей научной работе мы попытаемся, по откопанным материалам, познакомить с характеристикой вышеназванного удивительного народа.
Раздел I.
Страна Чухрен, как о том свидетельствуют материалы, найденные при раскопках гробницы чухраинского царя Передериматнюриохора, разлеглась на достаточно большой просторе от библейской реки Сон до библейской реки Дян. У реки Дян простёрлись прядь так называемых Курносых гор (Карпаты. Кирпатый по украински значит курносый — прим пер.). Это на Западе…
Юг страны Чухрен обмывало море с водой голубого цвета. Синим это море стало очень давно, ещё когда случился крупнейший в мире катаклизм и отделил океан от земли. Тогда это море хотело сделаться океаном — надулось, посинело, да так синим на весь свой век и осталось.
В Голубое море текла любимая чухраинцами река Дмитро (Дмитрий — прим. пер).
А на юго-западе была вторая крупная река — Дситро. От этих рек и чухраинцы получили название: наддмитрянцев и наддситрянцев. Наддмитрянцы — это живущие у реки Дмитро, а наддситрянцы — над Дситром.
Чухраинцев было немало: что-то более тридцати миллионов, хотя по большей части они и сами не знали, кто они такие суть…
Как спросят было иx:
— Какой вы, люди, нации?
Они, почухавшись, отвечают:
— Да кто его знает… Живем в Шенгереевце. Православные.
Чухрен была страна хлеборобская. На полях её, на широких, росли неведомые теперь хлеба — кныши, паляницы (круглый домашний хлеб), лепёшки… А больше чухраинцы любили на огороде подсолнухи.
— Хорошее, — говорили они, — растение. Как зацветёт-зацветёт-зацветёт! А потом, как наклонит голову и при тебе, как на колени… Будто он — ты, а ты будто — барин. Упрямо покорное растение. Хорошее растение.
Раздел II
Имели чухраинцы аж целых пять глубоко национальных черт. Эти черты настолько были для них характерны, что если бы один из них потерялся в миллионовой толпе себе подобных существ, каждый, кто хоть недолго жил среди чухраинцев, угадает:
— Это — чухраинец.
И никогда не ошибется…
Его (чухраинца) фигура, его движения, выражение, так сказать, весь его корпус — всё это так и выпирает эти пять главных черт его симпатичного характера.
Черты эти, как на ту старинную терминологию, назывались так:
1. Если бы знал?
2. 3абыл.
3. Опоздал.
4. Как-то оно будет.
5. Я так и знал!
Рассмотрим по одной все эти пять характерных для чухраинца черт.
Напомним только, что раскопанные материалы сильно пострадали от тысячелетней давности, а некоторые из них и понадорваны так, будто на цигарки (самокрутки- сигареты, делались из кусочков газет — прим. пер.), хотя материалы те ни на книги по сельскому хозяйству, ни на газеты не похожи.
Одну из книг, написанную стихом, выкопали вместе с кувшином. Академики говорят, что очевидно, чухраинцы накрывали кувшины с молоком поэзией — настолько у них была развита уже тогда культура.
Книга очень пожёвана, вся в сметане. Сметана покрылась струпьями. Химический опыт тех струпьев обнаружил, что это мел. Как догадываются учёные, сметана та была накрыта в каком-нибудь большом городе.
Итак, очень тяжело работать над теми материалами. Поэтому характеристика каждой национальной чухраинской черты может быть не совсем полная.
Мы заранее просим нам то простить. Не мы в том виноваты, а тысячелетия.
Если б знал.
Самая характерная для чухраинца черта. Черта — мать. Без неё чухраинец — не чухраинец, а черта эта без чухраинца — не черта.
Возникла эта черта у чухраинцев вот по какому поводу. Обшивал один из них дом. (Дома на Украине строились из глины, а кровлю обшивали соломенными снопами укладывая рядами, начиная с нижнего вверх. Сверху всё это укрывали таким же порядком камышом. — прим. пер.). Залез аж до самого бовдура (самая верхняя перекладина кровли — прим. пер.) и поскользнулся. Съезжает и кричит:
— Жена! Жена! Соломы! Соломы! … Гэп!
— Не надо…
Это, значит, кричал чухраинец жене, чтобы она, пока он гэпнется (упадёт), соломы на то место, где он гэпнется, подстелила. Не успела жена этого сделать. Тогда получается: «Не надо»!
И вот после этого укоренилась глубоко эта черта в чухраинский нрав. Как только какая загвоздка, сразу:
— Если бы знал, где упадешь соломы бы подослал.
Или:
— Если бы знал, что у кума питье.
И так в каждом случае жизни чухраинской цивилизованной. Вот строят чухраинцы какое-нибудь здание общественное.
Построили. А оно взяло и упало. И сразу:
— Если бы знали, что оно упадет, мы бы его не здесь, а там строили.
Есть среди материалов характерная запись, как поначалу чухраинцы свою культуру строили. Взялись очень тщательно… А потом за то завелись, прямо за оглобли (было у них такое оружие, на манер рыцарских средневековых копий), и как сцепились полемизировать… Полемизировали, вплоть смотрят — у всех кровь течет … Тогда встали и стонут:
— Если бы знали, что друг другу головы попроваливаем, не дрались бы!
Сильно у них тогда культура задержалась… Да и неудивительно: с пробитыми головами не очень культурную жизнь наладишь…
Решили они как-то театр организовать. Пригласили специального человека. Бегали, говорили, обсуждали. Хвастались, перехваливались. Подвел их тот человек: не организовал театра, а совсем наоборот.
Тогда почухались.
— Если бы знали! …
И начали снова.
И не было ни единого дня без того знаменитого:
— Если бы знал…
С этой главной чертой соединены четвёртая и пятая черта в чухраинцах, а именно: «как-то оно будет» и «я так и знал».
Когда чухраинцы, бывало, начинают какую-то работу, хоть в какой бы области их жизни та работа не возникла, и когда кто-нибудь или сбоку, или, может, немного прозорливее заметит:
— А так ли вы делаете?
Чухраинец обязательно подумает немножко, почешется и небыстро скажет:
— Да! Как-то уж это будет!
И начинал делать…
Когда же увидит, что наделал, аж пальцы сломает, и тогда:
— Я так и знал!
— Что вы знали?
— Да что так будет!
— Так зачем же вы делали?
— Если бы знал…
— Так вы же говорите, что знали?
— Так я думал, что как-то оно будет!
Один индийский мудрец, когда ему об этом тогда рассказали, сказал:
— Странное какое-то perpetuum mobile.
Вторая черта — «забыл» и третья — «опоздал» — так же характерные черты для чухраинца, но они в особых объяснениях, думаем, не нуждаются…
— Почему вы этого не сделали?
— И-и-иты! Забыл! Смотри!
Или:
— Почему же вы не пришли?
— Да засиделся, посмотрел, вижу — опоздал! Так я и это… бросил, — так, подумал, про себя как-то оно будет.
Истинно странный народ.
Раздел III.
Страну Чухрен залила стихия вместе с Атлантидою. Один чухраинский поэт, грозной стихии не испугавшись, залез на высоченную вербу и ждал смерти. Когда вода уже залила его убежище, он продекламировал грустно:
Ой, поля, вы поля,
Мать родная земля,
Сколько крови и слез
С вами ветер разнес.
А в этот момент проплывал мимо вербы атлантидянин и, захлебываясь уже, сказал:
— И все по-дурному!
Послесловие.
Читал я эти материалы, очень печально качая головой. Прочитав, задумался и тяжело вздохнул, а со вздохом тем, само собой вылетело:
— Ничего. Как-то оно будет.
Тьфу!