Сегодня продолжил свой литературно-кинематографический ликбез посредством просмотра фильма «Асса» С.Соловьева. Диск лежал у меня дома уже месяца два, а руки дошли только сейчас.
Довольно простенький сюжет, лежащий в основе фильма, равно как и участие в постановке БГ, Цоя, Агузаровой, — отнюдь не главное его достоинство. С убивающей определенностью в «Ассе» показано начало конца советской эпохи. Здесь переплелось старое и новое — милиционеры, ведущие в камеру за серьгу в ухе, и люди, эти серьги носящие, портреты партийцев и лозунги «Экономика должна быть экономной». Зло и добро неестественно разграничены. Зло в лице преступного барона Крымова успешно, благополучно, внешне безупречно и даже порой влекуще. Добро в лице представителя поколения «рок'-н-ролл» мальчика-Бананана сумбурно, прямо, нестандартно и спонтанно. Зло не побеждает, но и не проигрывает: Крымов в конце фильма убит своей любовницей, но перед этим он успевает отправить на тот свет Бананана. Однако смерть последнего выступает лишь неким этапом на пути к освобождению. «Все только начинается», — утверждает выплывающий в этом месте титр. Сразу после смерти главных участников драмы в нее вводится Виктор Цой со своим взрывающим любые преграды кличем «Перемен!». И видя огромную толпу, подхватывающую его в тусклом свете собственных спичек, понятно, что их уже не избежать…
«- Если ты нормален, то ты живешь какой-то неестественной жизнью…
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа-дом, работа-могила… Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь? Что жизнь? Практически жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— И что там видно?
— Да так, ни фига… Муть всякая…»