Проповедуя Евангелие Царствия народу, Христос в то же самое время готовил Своих учеников к их будущей работе. В каждом Его наставлении был урок и для них. Рассказав притчу о неводе, Он спрашивает учеников: «Поняли ли вы все это?» Они отвечают Ему: «Так, Господи!» Затем в следующей притче Он указал им на ответственность, которую они несут за принятие истины. «Поэтому, — сказал Он, — всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».
Разумный хозяин не прячет принадлежащее ему сокровище. Он выносит его на люди для того, чтобы сообщить о нем другим. Ценность сокровища возрастает, когда им пользуются. У хозяина есть сокровище и старое, и новое. Христос учит, что истина, вверенная Его ученикам, должна быть сообщена миру. И по мере того, как познание истины передается другим, оно возрастает. Все кто принял евангельскую весть в свое сердце, будут стремиться провозглашать ее. Дарованная небесами любовь Христа должна найти свое выражение. Те, кто положился на Христа, непременно захотят поделиться своим опытом и поведают о пути, каким Святой Дух вел их. Это будет рассказ о духовном голоде и жажде познания Бога и Иисуса Христа, о мучительных поисках истины в Священном Писании; о неустанных молитвах и душевных терзаниях. Это будет свидетельство о словах Христа, обращенных к ним: «Прощаются тебе грехи твои». Для некоторых неестественно хранить подобные переживания в тайне, и те, кто наполнен любовью Христа, конечно же, не поступят так. Их желание поделиться с другими обретенным благословением будет возрастать по мере постижения ими священной истины. И когда они будут говорить другим о сокровищах благодати Божьей, все больше и больше этой благодати будет даваться им. Сердца их уподобятся простому сердцу ребенка, полному покорности. Их души будут страстно жаждать святости, и все больше и больше сокровищ истины и благодати будет открываться им для того, чтобы передать их миру.
Великая сокровищница истины — это Слово Божье: записанное слово, книга природы, а также книга опыта жизни с Богом. Этой сокровищницей должны пользоваться Христовы служители. В поисках истины они должны уповать на Бога, а не на человеческий разум, не на великих людей, чья мудрость есть безумие пред Богом. Через определенные Им Самим каналы Господь будет передавать знание о Себе каждому ищущему Его.
Если последователь Христа будет верить Его Слову и жить по нему, для него в окружающем мире не будет никакой науки, которую он не будет способен правильно воспринять и оценить. Нет ничего в этом мире, что не могло бы дать ему средств сообщить другим об обретенных им истинах. Естественная наука является сокровищницей знаний, из которой каждый ученик в школе Христа может взять очень многое. Когда мы созерцаем красоту природы, когда мы постигаем ее уроки, работая на земле, выращивая деревья или наблюдая чудеса земли, моря и неба, к нам приходит новое понимание истины. Нам открываются тайны, связанные с отношением Бога к людям, глубины Его мудрости и справедливости, проявляющиеся в человеческой жизни, — и все это из той же богатой сокровищницы.
Но только в записанном Слове Божьем познание о Боге наиболее ясно открыто падшему человеку. Это — сокровищница неисчерпаемых богатств Христа.
Слово Божье, как известно, включает Ветхий Завет и Новый. Каждое из них не является полным одно без другого. Сам Христос провозгласил, что истины Ветхого Завета являются столь же ценными, как и истины Нового Завета. Христос был таким же Искупителем людей в начале мира, каким Он является ныне. Прежде, чем Он облек Свою Божественность в человеческую природу и пришел в наш мир, евангельская весть уже была дана через Адама, Сифа, Еноса, Мафусала и Ноя. Носителями послания были и Авраам в Ханаане, и Лот в Содоме, и в каждом поколении были вестники, провозглашавшие Его пришествие. Уклад жизни евреев, все его ритуалы были установлены Самим Христом. Он был основой их системы жертвоприношений, великим прообразом всех их богослужений. Кровь, проливавшаяся во время жертвоприношения, указывала на жертву Агнца Божьего. Все жертвоприношения, которые являлись по своей сути лишь образами, нашли во Христе окончательное исполнение.
Христос, явленный патриархам, символически представленный в жертвоприношениях, изображенный в законе и открытый пророками, составляет богатство Ветхого Завета. Христос, явленный в Своей жизни, Своей смерти и воскресении, Христос, представленный Духом Святым, составляет сокровище Нового Завета. Наш Спаситель, сияние славы Отца — это Сокровище, Сокровище и старое, и новое. Жизнь Христа, Его смерть и посредническое служение, предсказанные пророками, — это то, о чем надлежало свидетельствовать апостолам. Смирение Христа, Его чистота и святость, Его несравненная любовь должны были стать их главными темами. Для того, чтобы проповедовать Евангелие во всей полноте, апостолы должны были представлять Христа не только открывшегося в Своей жизни и наставлениях, но и предсказанного пророками Ветхого Завета и символизируемого в жертвоприношениях.
Христос в Своих учениях возвращал людей к старым истинам, источником которых был Он Сам. Эти истины Он провозглашал некогда через патриархов и пророков; но теперь Он пролил на них новый свет. Насколько же новым казалось их значение теперь! Поток света и духовности открывался в Его объяснениях. И Он обещал, что Святой Дух просветит учеников, что Слово Божье будет все более и более открываться им и они смогут представлять Его истины в сиянии новой красоты.
С тех пор, как в Едеме впервые прозвучало обетование искупления, жизнь, характер и посредническая работа Христа постоянно занимали умы людей. Каждый человек, которым руководил Святой Дух, представлял эти темы в свежем и новом свете. Истины искупления могут постоянно развиваться и расширяться. Хотя эти истины открыты в глубокой древности, они вечно новы и постоянно раскрывают перед пытливым умом еще большую славу и все более могущественную силу.
В каждом веке происходит новое развитие истины, так что каждая новая истина является Божьей вестью к людям именно того времени. Однако при этом и старые истины не потеряли своей значимости; новая истина не является независимой от прежних, но представляет собой их продолжение, их раскрытие. Лишь понимая старые истины, мы можем уяснить новые. Когда Христос решил открыть ученикам истину Своего воскресения, Он начал «от Моисея, из всех пророков» и «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:27). С другой стороны, надо понимать, что прежнюю истину возвеличивает именно свет, сияющий в новом раскрытии истины. Тот, кто отвергает новую истину или пренебрегает ею, не обладает в действительности и старой. Для него старая истина теряет свою жизненную силу и превращается всего лишь в мертвую догму.
Немало людей верят и проповедуют только истины Ветхого Завета, отвергая Новый Завет. Но, отказываясь принять учение Христа, они показывают тем самым, что в действительности не верят и тому, что говорили патриархи и пророки. «Если бы вы верили Моисею, — говорит Христос, — то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Иоанна 5:46). Поэтому в их учении даже и Ветхого Завета нет реальной силы.
Такую же ошибку совершают те, кто провозглашают себя верующими в Евангелие и учат только Евангелию. Они не принимают писаний Ветхого Завета, о которых Христос сказал: «Они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). Отвергая Ветхий Завет, они, по сути дела, отвергают и Новый, ибо оба Завета являются частью неразделимого целого. Никто не может истинно представить Закон Божий без Евангелия или Евангелие без Закона. Закон — это воплощенное Евангелие, а Евангелие — это раскрытый закон. Закон — это корень, Евангелие — это благоухающий цветок и плод, произрастающий из этого корня.
Ветхий Завет проливает свет на Новый, а Новый освещает Ветхий Завет. И тот, и другой представляют собой откровение славы Божьей во Христе. Оба являют истины, которые будут постоянно открывать свои новые глубины тому, кто их ищет.
Истина, обретаемая во Христе и через Христа, неизмерима. Исследователь Писания смотрит как бы в источник, который по мере того, как человек вглядывается в его глубины, углубляется и расширяется. В этой жизни нам невозможно вполне постичь тайну любви Бога, отдавшего Своего Сына во искупление наших грехов. Дело, совершенное нашим Искупителем на этой земле, является и всегда будет темой, которая никогда не будет постигнута даже самым высоким воображением. Человек может напрягать все свои умственные силы в стремлении постичь глубину этой тайны, но его разум окажется бессильным. Самый прилежный искатель истины увидит здесь безбрежное море.
Истину, какова она есть в Иисусе, можно испытать в жизни, но объяснить ее невозможно. Ее высота, широта и глубина — вне пределов нашего познания. Можно напрячь воображение, но и тогда мы сможем лишь смутно различить контуры любви необъяснимой, высокой, как небеса, и в то же время сошедшей на землю, чтобы запечатлеть в человечестве образ Божий.
Однако мы можем видеть Божественное сострадание. Оно открывается смиренной, кающейся душе. Мы сможем понять Божье сострадание в той мере, в какой будем в состоянии оценить Его жертву за нас. Исследуя Слово Божье в смирении сердца, мы откроем для себя великую истину искупления. Яркость, глубина и сила ее возрастает и будет возрастать по мере того, как мы постигаем ее.
Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа; нам нужно постоянно питаться от Него, вкушая от Того, Кто есть живой Хлеб, сошедший с небес, утоляя жажду из источника всегда свежего, всегда дающего свои неисчерпаемые сокровища. Если мы всегда будем видеть перед собою Господа, прославляя и благодаря Его всем сердцем, мы сохраним свежесть религиозного опыта. Наши молитвы станут беседами с Богом, подобными беседе с другом. Он будет говорить лично с нами, открывая Свои тайны. Часто при этом нас будет охватывать радостное ощущение присутствия Иисуса. Наши сердца будут гореть, когда Он будет приближаться к нам, чтобы беседовать, как с Енохом. Когда подобное действительно происходит с христианином, в его жизни проявляется простота, скромность, смирение сердца, говорящие всем о том, что он общается с Иисусом и учится у Него.
В тех, кто испытывает подобное, религия Христа станет животворящим всеохватывающим жизненным принципом и деятельной духовной силой. В таком человеке всегда будет видна свежесть, сила и радость вечной молодости. Сердце, принявшее Слово Божье, не уподобляется ни луже, которая испаряется, ни разбитому сосуду, из которого вытекает драгоценная влага. Такое сердце подобно горному потоку, питаемому неиссякающими источниками. Его прохладные, сверкающие струи пробиваются сквозь скалы, освежая усталых, жаждущих и обремененных.
Подобные переживания дают каждому учителю истины возможность быть представителем Христа. Дух учения Христова придаст силу и целеустремленность общению и молитвам. Его свидетельство о Христе не будет узким, безжизненным свидетельством. Служитель не будет повторять одни и те же проповеди. Его разум будет открыт для постоянного освящения Святым Духом.
Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною… Дух животворит… слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:54—63).
Когда мы приобщаемся к Телу и Крови Христовой, мы обнаруживаем элемент вечной жизни в этом служении. Такое служение уже не является данью устаревшим, примелькавшимся идеям. Пустое и скучное проповедование прекратится. Старые истины останутся в силе, но они будут открываться в новом свете. Обнаружится новое понимание истины, которая предстает в очевидной для всех чистоте и силе. Те, кто удостоился счастья участвовать в таком служении, почувствуют, если они восприимчивы к влиянию Святого Духа, укрепляющую и возрождающую силу новой жизни. В них загорится огонь Божьей любви. Их восприятие будет настолько обострено, что они смогут почувствовать всю красоту и величие истины.
Под мудрым хозяином подразумевается настоящий учитель, в котором так нуждаются дети и молодежь. Если Слово Божье является сокровищем для такого человека, он постоянно будет любоваться сам и показывать другим открытые им новые красоты истины. Когда такой учитель будет полагаться на Бога в молитве, Дух Христа сойдет на него, и Сам Бог Духом Святым через него будет воздействовать на умы других. Дух наполнит разум и сердце этого учителя сладостной надеждой, мужеством и ясностью библейских образов, и он сможет передать все это вверенной ему молодежи.
Источники небесного покоя и радости, открытые учителю через изучение слов богодухновенного Писания, превратятся в могучую реку его влияния и благословения для всех, с кем он соприкасается. Для его учеников Библия никогда не станет утомительной книгой. При мудром наставнике Слово станет наиболее желанным. Оно станет подобным хлебу жизни, который никогда не черствеет. Его свежесть и красота будут очаровывать и привлекать к себе детей и молодежь. Подобно солнцу, посылающему свои лучи на землю, Божье Слово постоянно излучает свет и тепло и никогда не истощается.
Святой, просвящающий Дух Божий обнаруживается в Его Слове. Свет, новый и драгоценный свет сияет с каждой страницы Писания. Там открываются глубокие истины, а слова и предложения становятся такими ясными и так точно соответствуют описываемому, как если бы голос Божий явственно говорил к душе.
Святой Дух с радостью обращается к молодежи, открывая перед нею сокровища и красоты Слова Божьего. Обетования, даваемые великим Учителем, захватывают чувства и воскрешают, врачуют душу духовной силой Божественного происхождения. В открытом и плодотворном уме обнаруживается возрастающая близость с Божественными истинами, которые впредь будут защищать человека от искушения.
Слова истины будут приобретать еще большую значимость, и их смысл приобретет такую широту и полноту, о которых мы даже и не подозревали. Красота и богатства Слова Божьего преобразующе влияют на разум и характер человека. Свет небесной любви прольется в сердце как вдохновение.
Способность понимать Библию возрастает по мере ее изучения. Каким бы способом человек ни изучал Библию, он обнаружит бесконечную мудрость и любовь Божью. Мы еще не постигли смысл древнееврейского уклада жизни. В их обычаях и обрядах сокрыты символы обширных и глубоких истин. Евангелие является ключом, открывающим тайны этих обрядов. Все скрытые там истины проясняются через познание плана искупления. У нас есть возможность осмыслить эти прекрасные темы. Мы должны понять глубокие истины о Боге. Ангелы желают заглянуть в истины, открытые для людей, которые с сокрушенными сердцами исследуют Слово Божье и молятся о даровании большей широты, высоты и глубины познания, которое лишь в Его власти.
Поскольку мы приближаемся к концу истории нашего мира, нам следует с особенным вниманием обратиться к пророчествам о последних днях. Последняя книга Нового Завета полна истины, которую нам необходимо понять. Сатана ослепил разум многих людей, и они под любым предлогом уклоняются от изучения Книги Откровение. Но Христос открывает через Своего слугу Иоанна, что будет в последние дни, говоря: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откровение 1:3).
«Сия же есть жизнь вечная, — говорит Христос, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Почему же мы не осознаем истинной ценности этого знания? Почему же великие истины не сияют в наших сердцах, не звучат у нас на устах и не переполняют все наше естество?
Даруя нам Свое слово, Бог представил нам всю истину, необходимую для нашего спасения. Тысячи людей черпают из этого источника жизни, но он не истощается. Тысячи взирают на Господа, и, взирая, изменились в тот же образ. Они загораются, говоря о Его характере, рассказывая о том, Кем является для них Христос и кем являются они для Него. Но эти исследователи Слова Божьего не истощили великих и святых тем. Новые тысячи могут присоединиться к поискам и исследованию тайн спасения. Когда мы размышляем о жизни Христа и характере Его миссии, лучи света все ярче сияют для тех, кто предпринимает новые попытки осознать истину. Каждый новый поиск истины будет открывать нечто более глубокое и волнующее, чем-то, что было добыто ранее. Эта тема неисчерпаема. Постижение воплощения Христа, Его искупительной жертвы и посреднического служения будет занимать разум человека до скончания времен, и тем не менее, глядя на небеса с вершины бесчисленных лет, он воскликнет: «Велика тайна благочестия!»
Только в вечности мы вполне поймем то, что смогли осознать здесь, на грешной земле, лишь очень приблизительно. Тема искупления будет занимать сердца и разумы искупленных в течение нескончаемых веков. Они будут постигать истины, которые Христос стремился открыть Своим ученикам, не сумевшим принять их тогда из-за отсутствия веры. Поэтому все новые и новые стороны совершенства и славы Христа будут раскрываться бесконечно. В бесконечной череде времен верный Хозяин будет выносить из Своей сокровищницы новое и старое.