Многие образованные и влиятельные люди приходили слушать Пророка из Галилеи. Некоторые из них с интересом оглядывали народ, собиравшийся вокруг Христа, когда Он учил у озера. В этой огромной толпе были представлены все слои общества. Тут можно было увидеть бедного, неграмотного, оборванного нищего и грабителя с печатью порока на лице, калек и распутников, купцов и праздных людей, представителей высших и низших классов, богатых и бедных — все толпились и проталкивались поближе ко Христу, чтобы слушать Его. Иные образованные люди, взирая на столь странное собрание, спрашивали себя: может ли Царство Божье состоять из подобных людей? Спаситель вновь отвечал притчей:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
Среди иудеев закваска иногда использовалась как символ греха. Во время Пасхи предписывалось удалять из дома всякую закваску, что символизировало удаление греха из сердец. Христос тоже предупреждал Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). Апостол же Павел говорит о закваске порока и лукавства (см. 1 Коринфянам 5:8). Но в притче Спасителя, о которой идет речь, символ закваски используется для того, чтобы представить Царство Небесное. Здесь она обозначает ускоряющую и наступающую силу Божьей благодати.
Никто не может стать настолько порочным, пасть так низко, чтобы эта сила не могла произвести в нем свою очистительную работу. В каждом, кто отдаст себя Святому Духу, будет утвержден новый принцип жизни; и в человечестве будет восстановлен утраченный образ Божий.
Но человек не в состоянии преобразовать себя сам, своей волей. Он не располагает силой, которая могла бы произвести подобную перемену. В приготавливаемую пищу, прежде чем в ней смогут произойти желаемые изменения, должна быть положена закваска — нечто извне. Подобно этому грешник, прежде чем он сможет стать пригодным для царства славы, должен принять Божью благодать. Никакая человеческая культура и никакое образование, получаемое в мире, не смогут превратить падшее дитя греха в дитя неба. Обновляющая энергия должна исходить от Бога. Желанная перемена может быть осуществлена лишь Святым Духом. Всякий, стремящийся к спасению, будь он из высшего или из низшего класса, богатый или бедный, должен подвергнуться действию именно этой силы.
Как закваска, смешанная с пищей, действует изнутри, проявляясь затем и снаружи, так и благодать Божья обновляет сердце человека, преобразуя тем самым всю его жизнь. Никакие внешние изменения не могут привести нас в согласие с Богом. Многие пытаются преобразовать себя путем искоренения той или иной дурной черты или привычки; таким образом они надеются стать христианами. Но они начинают не с того, с чего следует. Прежде всего нужно начать с сердца.
Исповедать веру устами — это одно, а жить истиной, наполняющей душу, — это совсем иное. Простое знание истины недостаточно. Мы можем располагать таким знанием, но направление наших мыслей может остаться неизменным. Необходимо обращение и освящение самого сердца.
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» (Псалтирь 118:1—5).
Человек, пытающийся соблюсти заповеди Бога лишь из чувства долга, лишь потому, что от него это требуется, никогда не почувствует настоящей радости послушания Богу. На самом деле — это непослушание. Когда веления Бога почитается за иго, поскольку они противоречат человеческим желаниям, мы можем быть уверены, что жизнь такого человека не является подлинно христианской. Истинное послушание Богу — действие внутреннего принципа. Оно берет свое начало в любви к праведности, и любви к Закону Божьему. В основе праведности лежит преданность нашему Искупителю. Это приведет нас к тому, что мы будем поступать правильно, потому что это правильно, поскольку то, что правильно — угодно Богу.
Великая истина об обращении сердца Святым Духом заключена в словах Христа, обращенных к Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: ‘должно вам родиться свыше'. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанна 3:3—8).
Апостол Павел, записывая по вдохновению от Святого Духа, говорит: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефесянам 2:4—8).
«Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит. По определениям Твоим все стоит доныне; ибо все служит Тебе. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня… Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна» (Псалтирь 118:89—96).
Закваска, скрытая в муке, действует невидимо, приводя постепенно к брожению всю массу; закваска истины также действует незаметно, незримо, что в конце концов приводит к преображению души. Плотские наклонности смягчаются в ней и ослабевают. В человеке рождаются новые мысли, новые чувства, новые побуждения. И устанавливается новый идеал характера — жизнь Христа. Перестраивается разум человека, его способности пробуждаются к работе в новых направлениях. Человек не обретает новых способностей, но те дары, которые уже есть, становятся освященными. В нем пробуждается совесть. В характере его появляются черты, которые делают возможным служение Богу.
Часто возникает вопрос, почему столь многие считающие себя верующими в Слово Божье не проявляют признаков описанного преобразования ни в своих словах, ни в своем духе, ни в характере? Почему же вокруг так много тех, кто не может сопротивляться своим устремлениям и планам, кто обнаруживает греховную несдержанность и чьи слова резки, повелительны и необузданны? В их жизни проявляется все то же себялюбие, те же эгоистические склонности, тот же нрав и опрометчивость в словах, которые характерны для мирской жизни. То же обостренное чувство гордости, та же порабощенность греховными страстями, та же извращенность характера, как если бы истина была для них совершенно неизвестной. Причина в том, что эти люди вообще не обратились. Они не приняли закваску истины в свое сердце, и потому она не может воздействовать на них. Их природные и приобретенные склонности к пороку не были преданы преобразующему воздействию закваски истины. В их жизни отсутствует благодать Христа, душу переполняет неверие в Его способность изменить их характер.
«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою… О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего» (Псалтирь 118:9—16).
«Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Римлянам 10:17). Писание является великим средством преобразования характера. Христос молился: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоанна 17:17). Если изучать Слово Божье и повиноваться его повелениям, оно непременно совершит работу в сердце человека, подавляя и смягчая каждую лишенную святости черту характера. Святой Дух нисходит для того, чтобы обличить во грехе, а вера, прорастающая в сердце любовью Христа, приводит нас в согласие с Его образом в теле, душе и в духе. Лишь тогда Бог сможет использовать нас для исполнения Своей воли. Сила, даруемая нам, действует внутри нас, проявляясь затем и внешне, она побуждает нас передавать обретенную истину другим.
Истины Слова Божьего дают ответ на главную и самую насущную нужду человека — ведут к обращению души через веру. Не следует считать, что великие принципы, заключенные в этих истинах, слишком чисты и святы, чтобы ими можно было руководствоваться в нашей повседневной жизни. Эти истины ведут к небесам, указывая путь к вечности, и тем не менее их живая сила должна применяться в ежедневной практике. Небесные истины должны озарять все великие и малые жизненные дела.
Принятая в сердце закваска истины управляет нашими желаниями, очищает мысли и смягчает наклонности и характер. Она обостряет способности ума, умножает энергию души. Она усиливает способность сострадать и любить.
Человек, впитавший в себя все эти принципы, — загадка для мира. Эгоистичный, сосредоточенный на накоплениях человек живет лишь приобретением богатств, славы и удовольствий мира сего. Вечное не входит в число его приоритетов. Для последователя же Христа мирские ценности теряют свою привлекательность. Во имя Христа и для Его славы он будет самоотверженно трудиться в великом деле спасения душ, еще не обретших Христа и живущих без надежды в этом мире. Мир не может понять такого человека, для которого реальны лишь вечные ценности. Сердце его захвачено искупительной силой любви Христа. Эта любовь подчиняет себе все иные побуждения человека и возносит его над миром, коснеющим во грехе, спасая от его тлетворного влияния.
«Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем» (Псалтирь 118:7, 8).
Слово Божье обладает способностью освящать все наши связи и отношения с людьми. Закваска истины не порождает в нас дух соперничества, амбициозность, стремление быть первыми. Истинная любовь, любовь небесного происхождения не эгоистична и неизменна. Она не зависит от человеческого восхваления. Сердце того, кто принимает благодать Божью, переполняется бесконечной любовью к Богу и к тем, за кого умер Христос. Его «я» не добивается всеобщего признания. Он любит других не за то, что они любят его или высоко оценивают его достоинства, он любит своих ближних потому, что все они искуплены Христом. Если люди неверно истолковывают побуждения, слова или действия такого человека, он не обижается, но продолжает трудиться. Он добр и заботлив, скромен и в то же время полон надежды, всегда доверяясь милосердию и любви Божьей.
«Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее… Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи» (Псалтирь 118:33—39).
Апостол увещевает нас: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: ‘будьте святы, потому что Я свят'" (1 Петра 1:15, 16). Благодать Христа должна управлять нашими эмоциями и нашими словами. И это действие благодати Божьей будет проявляться в вежливости и деликатности по отношению друг к другу, в добрых и ободряющих словах. В таком доме ощущается присутствие ангелов. Тогда жизнь дышит ароматами, восходящими к Богу, как святой фимиам. Любовь проявляется в доброте, мягкости, снисходительности и долготерпении.
Обращенный человек меняется и внешне. Христос, пребывающий в сердце, открывается в сиянии лиц любящих Его и соблюдающих Его заповеди. На это лицо ложится отпечаток истины. Мягкий небесный покой отражается в лице. На нем начертана доброта, превосходящая обычную человеческую любовь.
Закваска истины производит решительную перемену во всем человеке, делая грубое изящным, резкое мягким и нежным, превращая эгоистичное в благородное. Кровью Агнца она омывает, очищает все нечистое. Своей животворной силой она приводит разум, душу и силы человека в гармонию с Божественной жизнью. Человек, не утрачивая своей человеческой природы, становится обладателем Божественных качеств. Превосходством и совершенством характера воздается слава Христу. Когда в человеке происходят такие изменения, ангелы восторженно поют хвалебную песнь, и Бог и Христос радуются душам, обретающим богоподобие.
«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей. Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню… Откровения Твои я принял, как наследие навеки; ибо они — веселие сердца моего. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих» (Псалтирь 118:105—112).