Из притч о посеве семян и выращивании растений можно извлечь замечательные уроки. Пусть дети и молодежь научатся распознавать в природных явлениях действие Божественных сил, и они смогут стать обладателями невиданных благ, приобретаемых через веру. Осознавая удивительную работу Бога, удовлетворяющего нужды Его великой семьи, привыкая сотрудничать с Ним, молодые люди возрастут в вере и будут всегда пользоваться Его могущественной поддержкой в своей повседневной жизни.
Бог создал семена так же, как Он создал землю, то есть Своим словом. Своим Словом Он дал семени силу для роста и размножения. Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И увидел Бог, что это хорошо» (Бытие 1:11, 12). Благодаря Божьему слову семя прорастает. Каждое семя, обращая к солнцу свой зеленый росток, провозглашает чудотворную силу этого Слова, произнесенного Тем, Кто «сказал, — и сделалось», Кто «повелел, — и явилось» (Псалтирь 32:9).
Христос учил Своих учеников молиться так: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». И, указывая на цветы, Он уверял их: «Если же траву полевую… Бог так одевает, кольми паче вас» (Матфея 6:11, 30). Христос постоянно отвечает на эту молитву и исполняет Свое заверение. Невидимая сила постоянно работает на благо человека, даруя ему пищу и одежду. Господь использует разные средства, чтобы посеянное семя стало живым растением. Бог дает все необходимое для выращивания совершенного урожая. Об этом прекрасные слова псалмопевца:
«Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее,
Обильно обогащаешь ее:
Поток Божий полон воды;
Ты приготовляешь хлеб; ибо так устроил ее.
Напояешь борозды ее,
Уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя,
Благословляешь произрастения ее;
Венчаешь лето благости Твоей,
И стези Твои источают тук»
(Псалтирь 64:10—12).
Материальный мир подчинен Божьему руководству. Законы природы подчинены самой природе. Но и здесь все говорится и делается по воле Создателя. Тучи и солнечное сияние, роса и дождь, ветер и шторм — все в поле зрения Бога и все в конечном счете полностью подчиняется Его указу. Именно подчиняясь Закону Божьему, росток из зерна прорывается сквозь землю, «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Марка 4:28). Через все эти стадии растение проходит в определенное время, поскольку не противится Его предначертаниям. Почему же человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, существо, которому дарованы разум и речь, единственный из всех Божьих созданий часто невосприимчив к Его дарам и сопротивляется Его воле? Неужели именно разумные существа станут причиной смущений и потрясений в нашем мире?
Во всем, что касается поддержания существования человека, видна согласованность Божественных и человеческих усилий. Не может быть жатвы без того, чтобы человеческие руки не приняли участия в посеве семян. Но и без вклада Бога, дарующего солнечный свет и дожди, росу и облака, не будет роста. Так и в любом начинании, в предпринимательской ли деятельности, в научном ли исследовании. То же относится и к духовной сфере, к формированию характера, к любому виду христианской деятельности. Мы сами должны выполнить свою часть работы, но нуждаемся в Божественной поддержке, силе, объединенной с нашими усилиями, или все они окажутся тщетными.
Когда человек добивается чего-либо, будь это в духовной сфере или в обыденных мирских делах, он не должен забывать, что достиг всего в союзе с Творцом. Нам всегда недостает глубокого осознания зависимости от Бога. Мы явно преувеличиваем возможности человека, слишком полагаемся на его изобретения. И слишком мало надеемся на силы, которые готов даровать нам Бог. «Мы соработники у Бога» (1 Коринфянам 3:9). Неизмеримо мала доля человека во всех этих делах; но если его усилия находят опору в Божественном соучастии Христа, он может с помощью силы, дарованной ему Христом, достигнуть всего.
Пример с развитием растения из семени может стать наглядным уроком при воспитании детей. «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Тот, кто поведал эту притчу, создал крошечное семя, дал ему жизненные силы и установил законы, управляющие его ростом. А истины, которым учит эта притча, составляли живую реальность Его собственной жизни. Христос следовал установленному Богом порядку роста, который мы наблюдаем в растении, в Своем и физическом, и духовном развитии. И Он желает, чтобы вся молодежь следовала тому же. Хотя Христос был Повелителем небес, Царем славы, Он стал младенцем в Вифлееме, беспомощным ребенком в материнских руках. В детстве Он являл пример послушного ребенка. Он говорил и действовал с разумностью ребенка, а не взрослого человека, почитая Своих родителей и выполняя их волю, помогая им в меру детских способностей. Но на каждой ступени Своего развития Он был по-своему совершенным, обладая простыми, естественными чертами характера, которыми отмечает человека безгрешная жизнь. Священное Писание говорит о Его детстве: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». О юности же Его мы имеем такое свидетельство: «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Луки 2:40, 52).
Здесь необходим кропотливый труд родителей и учителей. Их целью должно стать развитие в молодых людях высоких качеств, чтобы они на каждой ступени своего развития отражали естественную красоту, свойственную именно этому периоду, развиваясь естественно, как растение в саду.
Всегда самыми привлекательными являются те дети, которые естественны и непосредственны. Не следует обращать чрезмерное внимание на какие-то отдельные успехи ребенка, повторяя при нем какие-либо умные его высказывания. Не стоит поощрять детское тщеславие, восхваляя их внешность, те или иные слова, поступки. Не нужно одевать детей в дорогую или броскую одежду. Это вселяет в них гордость и пробуждает зависть в сердцах их друзей.
Дети должны воспитываться в простоте, свойственной их возрасту. Их следует приучать к небольшим и полезным обязанностям. Развлечения и занятия детей должны быть естественными для их возраста. Детство соответствует в притче зеленому ростку, а росток этот обладает прелестью, свойственной только ему. Не следует поощрять детей к преждевременному взрослению, пусть они как можно дольше сохранят свежесть и привлекательность своих ранних лет.
Маленькие дети вполне уже могут быть христианами и иметь опыт в соответствии со своим возрастом. Это все, чего Бог хочет от них. Следует наставлять их в духовных предметах; родители должны предоставлять им все возможности для того, чтобы они могли формировать свои характеры в подобие характера Христа.
В согласии с законами Бога, в природе за причиной с неизбежностью наступает следствие. Жатва всегда говорит о том, каков был посев. Ленивый работник всегда обличается результатами своего труда. Урожай свидетельствует против него. То же наблюдается и в духовной жизни: добросовестность каждого работника оценивается результатами его работы. Характер его работы, старательной или небрежной, открывается при жатве. Так решается и его судьба для вечности.
Каждое посеянное семя производит урожай по своему роду. То же происходит и в жизни человека. Поэтому следует сеять семена сочувствия, сострадания и любви; ибо мы пожнем то, что посеяли. Такие же свойства, как эгоизм, себялюбие, самоутверждение и потакание своим слабостям, принесут соответствующие плоды. Живущие для себя сеют в плоть и от плоти пожнут тление.
Бог никого не уничтожает. Каждый из погибших уничтожит себя сам. Каждый, кто подавляет в себе проявления совести, сеет в себе семена неверия, а это, в свою очередь, обернется вполне определенными последствиями. Пренебрегая первым Божьим предупреждением, фараон посеял семена упорства, он его и пожинал. Бог не принуждал его к неверию. Это взошли и дали свой урожай семена неверия, которые он сам же и посеял. Он упорствовал до тех пор, пока не увидел свою землю отпустошенной, пока не склонился над холодным, мертвым телом своего первенца, как и над телами всех первенцев в его доме и во всех семьях его царства, пока воды моря не сомкнулись над лошадьми, колесницами и его воинами. Его история — это страшное подтверждение истинности слов: «Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7). Если бы люди глубоко осознали это, они были бы осмотрительны в выборе того, что они сеют.
Выросший из посеянного семени урожай, в свою очередь, также сеется, урожай таким образом постепенно приумножается. Этот закон справедлив и в наших отношениях с ближними. Каждое действие, каждое слово является семенем, которое принесет плод. Всякий добрый поступок, смирение или самоотречение приумножатся в других, а через них — и еще во многих. Так же и каждый поступок, отмеченный завистью, злобой или раздором, является семенем, которое прорастет «горьким корнем» (Евреям 12:15), который осквернит в дальнейшем многих. А сколь огромное число людей будет в свой черед отравлено этими многими! Так непрерывно продолжается посев добра и зла, давая все новый и новый урожай как в земной жизни, так и для вечности.
Урок о сеятеле учит нас еще и щедрости как в духовном, так и в материальном. Господь говорит: «Блаженны вы, сеющие при всех водах» (Исаии 32:20). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Коринфянам 9:6). Сеять при всех водах означает постоянно делиться дарами Бога. Это значит предоставлять нашу помощь везде, где возникает необходимость, и это угодно Богу. Это не приведет к бедности: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Сеятель приумножает свои семена, разбрасывая их на поле. То же происходит и с теми, кто верен в распределении Божьих даров. Отдавая, они увеличивают сходящие на них благословения. Бог обещает им достаток, чтобы они могли продолжать отдавать. «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Луки 6:38).
И еще большему учит нас посев и жатва. Когда мы делимся земными благами, проявление нашей любви и сочувствия пробуждает в том, с кем мы делимся, благодарность к Богу. Почва его сердца приготавливается таким образом к принятию семян духовной истины. А Тот, Кто дает семена сеятелю, обеспечит прорастание семян и созревание плода в вечной жизни.
Брошенное в землю зерно символизирует жертву Христа ради нашего искупления. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, — говорит Иисус, — то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанна 12:24). Смерть Христа принесет обильный плод для Царства Божьего. Как и в царстве растений, результатом Его смерти будет жизнь.
Всякий, кто хочет принести достойный плод, трудясь вместе со Христом, должен сначала упасть в землю и умереть. Жизнь должна быть брошена в борозду нужд мира. Любовь же к себе, служение себе должны исчезнуть. Закон самопожертвования является законом самосохранения. Семя, брошенное в землю, дает плод, который, в свою очередь, тоже используется для посева. Таким образом плод приумножается. Так сеятель, выбрасывая свое зерно, на самом деле сохраняет его. Так же и в жизни людей: давать — значит жить. Жизнь, которая будет сохранена для вечности, — это жизнь, добровольно отдаваемая на служение Богу и человеку. Те, кто во имя Христа жертвует своею жизнью в этом мире, сохранят ее для вечной жизни.
Итак, семя умирает, чтобы прорасти в новую жизнь. И в этом мы постигаем идею воскресения. Все, кто любит Бога, будут жить в небесном Едеме. О человеческом теле, обреченном на разложение в могиле, Бог сказал: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Коринфянам 15:42, 43).
Таковы лишь некоторые из многих уроков, которые дает нам эта простая, взятая из самой природы притча о сеятеле и семени. Родителям и учителям следует сделать эти уроки практическими. Пусть дети сами готовят почву в огороде к посеву и сеют семена. Во время работы родители или учителя могут делать сравнения, говоря о саде сердца, в котором также сеются добрые или злые семена, о том, что сердце должно быть подготовлено к прорастанию и укоренению в нем семян истины точно так же, как огород необходимо готовить к посеву. Когда в огороде в почву сажаются семена, можно рассказать детям о смерти Христа; а когда появятся первые росточки, открыть им истину воскресения. В процессе дальнейшего развития посаженных растений можно продолжать проводить аналогию между природным и духовным посевом.
Подобным же образом следует учить и молодежь. Ее следует научить возделывать землю. Для этого хорошо было бы отвести при каждой школе участок земли для возделывания, участок мог бы стать классом Бога в школе. Происходящие в природе явления — своеобразный учебник, которым должны научиться пользоваться Его дети. Из него они почерпнут знание о том, как возделывать почву души.
Из притчи о сеятеле и семени можно извлечь еще один урок. Никто никогда не будет ожидать урожая от необработанной земли. Для приготовления же почвы под посев требуется упорный и усердный труд. То же относится и к духовной работе в сердце человека. Желающие быть успешными в деле спасения душ должны идти в мир с горячим желанием нести Слово Божье. Тогда они увидят уже взрыхленную и смягченную влиянием Святого Духа почву сердца. Пока к земле не приложен упорный труд, она не даст урожая. Так и с почвой сердца: Святой Дух должен приготовить ее к тому, чтобы принести плод во славу Божью.
Земля не даст обильных плодов, если на ней работать от случая к случаю. Она требует регулярного, ежедневного труда. Ее нужно вспахивать часто и глубоко, с тем чтобы не допустить появления сорняков, забирающих питание от ростков добрых семян. Именно так те, кто пашет и сеет, готовят будущий урожай. Никому нет необходимости стоять посреди поля, печально созерцая крушение своих несбывшихся надежд.
Господь благословляет всех, кто упорно трудится на земле, постигая в то же время духовные уроки. Возделывая почву, земледелец не много знает о том, какие сокровища откроются со временем перед ним. Хотя он и не отвергает советы опытных и образованных людей, ему надлежит стараться извлекать уроки для себя. Это является частью его обучения. Это непременное условие успеха в воспитании души. Тот, Кто пробуждает семя к прорастанию, Кто заботится о нем днем и ночью, Кто дает ему силы для развития, являясь нашим Творцом, Царем неба; проявляет еще большую заботу и внимание к Своим детям. В то время как человек сеет семена для поддержания своей земной жизни, Божественный Сеятель сеет в душе семена, которые принесут плод для жизни вечной.