Притча о сеятеле вызвала у слушателей множество вопросов. Некоторые из них сочли, что Христос пришел не для того, чтобы установить Свое царство на земле; многих притча поставила в тупик. Видя их недоумение, Христос прибег к иным образам, чтобы отвести их мысли от надежды на земное царство и направить к работе благодати Божьей в человеческой душе.
«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».
Возделыватель, который «посылает серп, потому что настала жатва», — Христос. Это Он в последний великий день соберет жатву на земле. Но сеятель представляет тех, кто трудится ради Христа. В притче сказано, что сеятель не знает, «как семя всходит и растет», что, конечно же, к Сыну Божьему относиться не может. Христос не дремлет и не спит, но наблюдает днем и ночью за Своей паствой. Он знает, как произрастают семена.
Притча о семени открывает нам, что Бог продолжает Свою работу в природе. В самом семени Богом заложены силы для произрастания. Однако предоставленное самому себе семя не найдет в себе сил прорасти. Поэтому определенная роль в этом процессе отводится человеку. Он должен приготовить и удобрить почву, затем разбросать семена. И продолжать обрабатывать поле. Но есть граница, за которой человек уже ничего не может сделать. Никакими силами и никаким разумом не может человек вызвать из семени живое растение. Предприняв все возможные усилия, он должен в конце концов положиться в остальном на Того, Кто Своей бесконечной силой соединил посев и жатву чудесной цепью последовательных стадий.
В семени заключена жизнь, в почве есть живительные силы; но если на протяжении ночей и дней не будет проявляться бесконечная сила Божья, семя не принесет урожая. Высыхающие поля должны увлажняться дождями, солнце должно давать тепло, посеянное семя должно получать питание. Жизнь, которой Создатель наделил семя, может вызвать лишь Он. Каждое семя прорастает, каждое растение развивается лишь силою Бога.
«Как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» (Исаии 61:11). В духовной жизни происходит то же, что и в природе с семенем: учитель истины должен приготовить почву сердца, он должен посеять семена; но сила, которая одна лишь может вызвать жизнь, исходит от Бога. Есть предел, за которым человеческие усилия тщетны. Хотя мы и можем проповедовать Слово, мы не в состоянии сами дать ту силу, которая пробудит душу и вызовет в ней праведность и хвалу. В проповедовании Слова должно участвовать нечто такое, что неизмеримо выше человеческих возможностей. Лишь благодаря Божественному Духу Слово становится живым и могущественным, способным возродить душу для вечной жизни. Именно это Христос и хотел внушить Своим ученикам. Он учил, что сами по себе они не обладают ничем, что привело бы к успеху их усилия, но лишь чудодейственная сила Бога делает Его Слово могущественным.
Труд сеятеля — это труд веры. Тайна прорастания и развитие семени вне его понимания. Но у сеятеля есть вера в те силы, посредствам которых Бог вызывает жизнь растения. Бросая семя в землю, сеятель разбрасывает драгоценное зерно, которое могло бы стать хлебом для его семьи. Но он лишь отдает имеющееся добро в обмен на еще большее. Он выбрасывает семена, ожидая их в многократном обильном урожае. Таким же образом и слуги Христа должны трудиться, ожидая собрать урожай от посеянных ими семян.
Доброе семя может какое-то время лежать в холодном, себялюбивом, мирском сердце без признаков жизни, без видимого укоренения; но затем, когда Дух Божий вдохнет жизнь в душу, скрытое семя пробудится, прорастет и принесет в конце концов долгожданный плод во славу Божью. В нашей повседневной работе мы можем порой не знать, что принесет желанные результаты. Но нам и не нужно в таких случаях задаваться этим вопросом. Надо лишь делать свое дело, а заботу о результатах предоставить Богу. «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей» (Екклесиаста 11:6). Великий Божий завет гласит, что «впредь во все дни земли сеяние и жатва… не прекратятся» (Бытие 8:22). Доверяясь этому обещанию, земледелец пашет и сеет. С неменьшей уверенностью мы трудимся и на духовной ниве, полагаясь на Его обещание: «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаии 55:11). «С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои» (Псалтирь 125:6).
Прорастание семени говорит о начале духовной жизни, развитие же растения — эта прекрасная картина становления христианина. Здесь, как и в природе, нет жизни без роста. Уже пробившееся из земли растение либо растет, либо умирает. Его рост тих и незаметен, но тем не менее постоянен. Таково же и развитие христианской жизни. На каждой стадии роста наша жизнь может быть совершенной для данного момента; однако, даже если некая Божья цель относительно нас уже достигнута, непрерывное движение будет продолжаться. Освящение — это труд всей жизни. По мере роста наших возможностей происходит расширение нашего опыта и увеличиваются наши познания. Нам следует становиться способными нести большую ответственность, и наша зрелость будет возрастать в соответствии с представленными для нас возможностями.
Растение развивается, усваивая то, что Бог дает ему для поддержания жизни, оно углубляется своими корнями в землю, оно вбирает солнечный свет, впитывает росу и дождь, оно поглощает живительные вещества из воздуха. Так же и христианин растет духовно, сотрудничая с Божественными силами. Сознавая свое бессилие, мы должны развивать все дарованные нам способности для того, чтобы приобрести более полный опыт жизни с Богом. Как растение укореняется в почве, так и мы должны глубже укореняться во Христе. Как растение поглощает солнечную энергию, росу и дождь, так и мы должны открывать свои сердца Святому Духу. Эта работа должна совершаться «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Захарии 4:6). Если мы устремим свои взоры ко Христу, «Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Осии 6:3). Как Солнце Праведности, Он взойдет для нас, и будет «исцеление в лучах Его» (Малахии 4:2). Мы «расцветем, как лилия», «как виноградная лоза» (Осии 14:6, 8). Постоянно полагаясь на Христа как на своего Спасителя, мы будем возрастать в Того, Который есть Глава.
Пшеница дает «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Полновесное и обильное зерно — вот цель земледельца при посеве семян и выращивании растений. Сеятелю нужен хлеб для утоления голода и семена для будущего сева. Так же и Божественный Возделыватель ждет жатвы как вознаграждения за Свои труды и жертвы. Христос стремится воссоздать Себя в сердцах людей; и Он делает это через тех, кто верует в Него. Целью христианской жизни является приношение плода — воссоздание характера Христа в верующем, чтобы воспроизвести его затем и в других людях.
Растение прорастает, развивается и приносит плод не для себя самого, но чтобы давать «семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест» (Исаии 55:10). Так и человек не должен жить для себя. Христианин представляет Христа в этом мире, чтобы привести к спасению и другие души.
Не может быть духовного роста и подлинных плодов в жизни человека, который сосредоточен на себе. Если Христос стал вашим Спасителем, забудьте себя и старайтесь помочь другим. Говорите о любви Христа, рассказывайте о Его доброте. Исполняйте все возникающие перед вами обязанности. Носите в своем сердце бремена других и любыми средствами стремитесь спасти потерянных. Когда вы принимаете Дух Христа — Дух бескорыстной любви и служения другим, вы сами будете возрастать и приносить плод. В вашем характере будут созревать прекрасные плоды Духа. Ваша вера будет возрастать, ваши убеждения — укрепляться, а ваша любовь — становиться все совершеннее. Все более и более вы будете уподобляться Христу во всем, что есть чистого, благородного и прекрасного."Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Галатам 5:22, 23). Этот плод никогда не погибнет, но произведет по своему подобию новые плоды для жатвы к вечной жизни.
«Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Со страстным желанием Христос ждет этого в Своей Церкви. Когда характер Христа полностью отобразится в Его народе, Он придет, чтобы назвать их Своими.
Каждому христианину дана благоприятная возможность не только ожидать пришествия нашего Господа Иисуса Христа, но и приближать этот торжественный момент (см. 2 Петра 3:12). Если бы каждый, произносящий Его имя, приносил плод во славу Его, как быстро весь мир был бы засеян семенами Евангелия. Как быстро созрел бы последний великий урожай, и Христос пришел бы для драгоценной жатвы.