В притчах Христа мы видим принцип, лежащий в основе всей Его миссии в этом мире. Для того чтобы открыть нам Свой Божественный характер и бытие, Христос стал человеком и жил среди нас. Божественное было явлено в человеческом; невидимая слава открылась в зримом человеческом облике. Благодаря этому человек получил возможность приобщиться к непознанному через известное; небесное открылось через земное; Бог был представлен в образе человека. Подобное есть и в учении Христа: неизвестное человеку иллюстрируется привычными для него вещами; Божественные истины постигаются через самые знакомые земные предметы.
В Священном Писании сказано: «Все сие Иисус говорил народу притчами… да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: ‘отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира'" (Матфея 13:34, 35). Через окружающие вещи постигается духовное; природа и жизненный опыт внимавших Христу оказалось соединенным с истинами записанного Слова. Ведя человека из земного царства к царству духовному, притчи Христа являются звеньями той цепи истины, которая соединяет человека с Богом, а землю с небесами.
Когда Иисус брал для Своих наставлений примеры из природы, Он говорил о том, что сотворил Своими руками и что поэтому обладало свойствами и способностями, данными им Самим Богом. В своем первоначальном совершенстве все сотворенное являлось выражением Божественной мысли. Для Адама и Евы в их Едемском доме вся природа была полна мудрости Создателя и находилась в согласии с Его предначертаниями. Эта мудрость являлась взору и проникала в сердце, поскольку Адам и Ева общались с Богом в созданном Им великолепном мире. Но как только святая чета преступила закон Всевышнего, сияние от лика Божьего сошло с лица природы. Грех испортил и осквернил землю. Но даже в этом плачевном состоянии природа сохранила многие прекрасные черты. Божьи наглядные уроки не теряют из-за этого своей силы, и, если правильно понимать происходящее в окружающем мире, многое можно узнать о Творце.
В дни Христа эти наставления многими не воспринимались. Человек к тому времени уже почти перестал видеть Бога в Его творениях. Греховное состояние человечества темным покровом окутало светлое лицо всего творения; и, вместо того чтобы служить свидетельством о Боге, сотворенное Им стало для человека преградой на пути к Его познанию. Люди «поклонялись и служили твари вместо Творца». Язычники «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Римлянам 1:25, 21). Так в Израиле учение человеческое заменило учение Бога. И не только природа, но даже служение жертвоприношения и даже сами Писания, данные для познания Бога, были настолько искажены, что и они стали способом Его сокрытия.
Христос стремился удалить все, что скрывало истину. Он пришел, чтобы сбросить покров, которым грех окутал лицо природы, открывая для взора ту духовную славу, для отражения которой было сотворено все на свете. Его слова в новом свете представили уроки природы и учение Библии, сделав и то, и другое новым откровением.
Иисус сорвал прекрасные лилии и дал их детям. Глядя на тех, кто взирал на Него, озаренного светом благоволения Его Отца, Он преподал им урок: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут [в простоте своей естественной красоты]: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». За этим последовало успокаивающее уверение и важное наставление: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!»
Слова Нагорной проповеди были обращены не только к детям и молодежи, но к мужчинам и женщинам, одолеваемым заботами и духовным смятением, преследуемым печалями и разочарованиями. Иисус говорит: «Итак, не заботьтесь и не говорите: ‘что нам есть?' или ‘что пить?' или ‘во что одеться?' Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». Затем, указывая на окружающее изобилие, Он произнес: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:28—33).
Так Христос Сам истолковал то, что Он вложил в лилии и полевую траву. Он хотел, чтобы мы прочитали этот смысл в каждом цветке и каждой травинке. Его слова полны уверенности, они укрепляют в нас веру в Бога. Настолько широким было Христово понимание истины, настолько всеобъемлющим было Его учение, что вся природа иллюстрировала истину. Пейзажи, на которых мы ежедневно останавливаем свой взгляд, так или иначе соединяются с какой-либо из духовных истин, так что сама природа находится в очень близкой связи с притчами Господа.
В первоначальный период Своего служения Христос обращался к людям с такими ясными словами, что все слушающие Его при желании могли бы усвоить истины, которые умудрили бы их ко спасению. Но во многих сердцах истина не укоренилась и скоро стала забываться. «Потому говорю им притчами, — говорил Он, — что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Матфея 13:13—15).Иисус стремился пробудить интерес к истине. Он хотел пробудить равнодушных и запечатлеть истину в их сознании. Притчи были популярны в те времена, они внушали уважение и завоевывали внимание не только у израильтян, но и у других народов. Иисус не мог использовать более сильного метода наставления. Если бы у Его слушателей появлялось желание познать Божественную истину, они могли бы понять Его слова, потому что Он всегда готов был объяснить ее тем, кто искренно к этому стремился.
С другой стороны, люди не были приготовлены к тому, чтобы не только принять, но и даже понять те истины, которые Христос намеревался им открыть. Поэтому также Иисус говорил притчами. Связывая свое учение с происходящим в природе, жизнью и с житейским опытом слушающих, Христос пробуждал их внимание и производил глубокое впечатление на их сердца. Впоследствии, когда люди встречали в своей повседневной жизни предметы, иллюстрировавшие Его наставления, они вспоминали слова Божественного Учителя. Глубина учения Спасителя все больше и больше раскрывались перед теми, чей разум был открыт Святому Духу. Загадочность рассказанного рассеивалась, и то, что некогда казалось недоступным, становилось очевидным.
Иисус искал путь к каждому сердцу. Используя разнообразные иллюстрации, Он не только указывал на многогранность открываемой истины, но и обращался к различного типа слушателям. У них появлялся интерес благодаря образам, взятым из их повседневной жизни.
Никто из слушающих Спасителя не чувствовал себя забытым или обойденным вниманием. Самые жалкие, самые грешные слышали в Его учении голос, обращенный с нежностью и сочувствием именно к ним.
Была и еще причина, по которой Христос говорил притчами. Среди тех, кто собирался вокруг Него, были священники и раввины, книжники и старейшины, иродиане и правители, люди, поглощенные мирским, фанатичные и честолюбивые, более всего желавшие отыскать, в чем бы обвинить Его. Их соглядатаи следовали за Ним день за днем, ожидая, что с Его уст сорвется что-либо, что послужит Его осуждению, чтобы навеки заставить замолчать Того, Кто, казалось, увлекал за Собою весь мир. Спаситель знал намерения этих людей, и поэтому облекал истину в такую форму, которая не позволяла им найти повод обвинить Его перед синедрионом. В притчах Он осудил лицемерие и нечестные дела тех, кто занимал высокие посты, и если бы Он напрямую высказал то, что говорил образным языком, они не стали бы слушать Его слова, но быстро положили бы конец Его служению. Но, не давая искомого повода соглядатаям, Он в то же время представлял истину так ясно, что зло все-таки оказывалось обличенным, и честные сердцем видели свои заблуждения, извлекая необходимую пользу из Его наставлений. С помощью Божьего творения Христос прояснил для людей Божественную мудрость и бесконечное милосердие Бога. Таким образом, через природу и жизненный опыт человек постигал Бога. «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римлянам 1:20).
Учение Спасителя, представленное в притчах, по праву можно назвать подлинным «высшим образованием». Христос мог бы открыть людям самые глубокие научные истины. Он мог бы открыть тайны, которые потребовали для своего раскрытия труда и исследований на протяжении многих веков. Он мог бы дать такие научные откровения, которые давали бы пищу для ума и порождали новые изобретения до скончания веков. Но Он не сделал этого. Он не сказал ничего, что лишь удовлетворило бы праздное любопытство человека или его тщеславие, открыв ему доступ к земному величию. В Своем учении Христос стремился к тому, чтобы привести разум человека в соприкосновение с Бесконечным Разумом. Он не направлял людей к исследованию человеческих теорий о Боге, о Его Слове или Его делах. Он учил воспринимать Его таким, каким Он предстает в Своих делах, в Своем Слове и провидении.
«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии… ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Матфея 13:13—15).
Христос не предлагал отвлеченных теорий, но учил тому, что является необходимым для развития личности, тому, что будет увеличивать способность человека познавать Бога и умножать его возможности творить добро. Он говорил людям об истинах, имеющих отношение как к земной жизни, так и к вечности.
Христос руководил воспитанием в Израиле. Относительно заповедей и постановлений Господа Он сказал: «И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:7—9). В Своем учении Иисус показал, как представлять законы и принципы Царства Божьего таким образом, чтобы открыть их красоту и непреходящую ценность. Готовя Израиль к тому, чтобы он стал в мире особым Его представителем, Господь поселил израильтян среди холмов и долин. Как в своей повседневной жизни, так и во время религиозного служения они постоянно соприкасались с природой и со Словом Божьим. Так и Христос учил Своих учеников на берегу озера, на склоне холма, в поле или в роще — везде, где они могли видеть картины природы, использовавшиеся Им в качестве иллюстраций для Его проповедей. Внимая Христу, ученики применяли полученные знания в совместных с Ним трудах.
Итак, взирая на творение, мы постигаем Творца. Книга природы — это великий учебник, который мы должны использовать наряду со Священным Писанием для того, чтобы открыть другим характер Божий и привести заблудших овец к Богу. Когда мы изучаем Божьи дела, Святой Дух убеждает разум. Это не то убеждение, к которому приходят путем логических рассуждений. Разум тут не может помочь, ибо он слишком темен для познания Бога, зрение слишком слабое, чтобы видеть Его, слух слишком притуплен, чтобы слышать Его голос. Глубокий смысл духовных истин Писания должен запечатлеться в сердце.
В уроках, преподанных природой, есть та простота, та чистота, которые придают им высочайшую ценность. Всем необходимо извлекать знания из этого источника. Сама красота природы уводит душу от греха и соблазнов мира, направляет ее к чистоте, покою и Богу. Очень часто разум учащихся порабощается слишком человеческими теориями и измышлениями, ложно именуемыми наукой и философией. Необходимо вернуть людей в мир природы. Расскажите им о том, что Бог творения и Бог христианства — это тот же самый Бог. Научите их видеть гармонию физического и духовного. Пусть все, что видят их глаза или к чему прикасаются их руки, послужит добрым уроком в формировании характера. Это укрепит их умственные силы, разовьет характер, облагородит всю их жизнь.
Цель, которую преследовал Христос, наставляя притчами, находится в полном согласии с предназначением и целью субботы. Бог дал человеку субботу как напоминание о Своей созидательной силе для того, чтобы человек мог видеть Бога в делах Его рук. Суббота предназначена для созерцания славы Творца в сотворенном Им мире. И именно потому, что Он желал, чтобы мы это делали, Иисус связывал Свои драгоценные уроки с красотой всего созданного Им в природе. В день святого покоя, более чем в любой другой день, мы должны с особенным вниманием постигать все то, что Бог являет через природу, все написанные в ней для нас вести. Нам следует изучать притчи Спасителя именно там, где Он Сам первоначально преподавал их людям, — в полях и рощах, под открытым небом, на траве среди цветов. Когда мы приближаемся к природе, Христос совершенно реально присутствует среди нас и говорит о Своем мире и любви нашим сердцам.
Христос связал Свое учение не только с днем отдыха, но и с неделей труда. Он дает мудрость тому, кто ведет плуг и сеет семена. В пахоте и сеянии, в прополке и собирании урожая Он учит видеть подобие работы благодати Божьей в сердце человека. Так в каждом виде полезной деятельности и в каждой жизненной ситуации Он желает научить нас находить урок Божественной истины. В этом случае наш каждодневный труд не будет захватывать наше внимание настолько, что мы забывали бы о Боге;напротив, всякая работа станет постоянно напоминать нам о нашем Творце и Искупителе. Размышление о Боге будет проходить золотой нитью через все наши домашние заботы и дела. Для нас сияние Его лица вновь будет покоиться на всем облике природы. Мы будем непрерывно постигать все новые и новые уроки небесной истины, возрастая в Его образ совершенной чистоты. Так мы будем «научены Господом» (Исаии 54:13) и в звании, к которому мы призваны, будем оставаться пред Богом (см. 1 Коринфянам 7:24).