Дело «Седьмой студии» не столько даже политическое, сколько идеологическое. Но родилось оно, к сожалению, не на пустом месте. В проекте работала бухгалтер Нина Масляева — человек с криминальным прошлым, которая и здесь, судя по всему, не растерялась. Масляеву теперь ни в одно приличное место не возьмут на работу. В проекте работала продюсер Екатерина Воронова, объяснения которой мне показались как минимум странными. Она уничтожила кучу документации и последующие обвинительные экспертизы как раз и ссылаются на то, что бумажек-то нет, а значит, приходится постоянно давать оценочные суждения. В проекте был финансовый беспорядок и при желании ухватиться там было за что. Но беспорядок и обналичка были не только у Кирилла Серебренникова. А пришли именно за ним. И если в его хозяйстве хватало небрежностей, то следствие велось вызывающе халтурно.
«Седьмую студию» обвиняли в том, что она не ставила спектаклей, которые видели тысячи людей, при оценке ущерба не учли десятки других реальных мероприятий. Если похищены миллионы рублей — то где они? Где квартиры, особняки, автомобили, счета обвиняемых, куда похищенное было бы переведено? Государство вспомнило о том, что его якобы ограбили спустя три года после того, как проект уже закрылся — а до этого и претензий не было! Ущерб оценивали с разбросом в десятки миллионов рублей, и до того увлеклись, что вторая экспертиза не только не обнаружила хищений, а наоборот — нашла экономию! Естественно, пришлось назначать новое исследование, иначе вместо тюрьмы Серебренникова и компанию пришлось бы награждать. На подозреваемых давили изо всех сил, а Алексей Малобродский 11 месяцев фактически был заложником.
Обратите внимание, что сотни, уже даже тысячи актеров, режиссеров, критиков выступили в поддержку Серебренникова и его товарищей. А Министерство культуры последовательно стояло на позициях обвинения. Именно потому, что это дело — идеологическое, а министерство у нас не культурой занимается, а культурной поддержкой нашей новой духовности, в которой смешались культ войны, православие, изоляционизм и отрицание свободы. А творчество Кирилла Серебренникова и проекты, которые осуществлялись на обвиняемой теперь «Платформе» шли не просто не в ногу с этой идеологией, а отрицали чуть ли не в каждой ее постановке. Власти последовательно вытаптывают всё. Взяли под контроли прессу, бизнес, церковь, образование, свободу выборов и собраний. Как же они могли позволить культуре развиваться самостоятельно?
Еще раз обратите внимание, что в поддержку Серебренникова выступают самые разные художники. Даже те, кому его творчество совсем не близко, даже те, кто в иные дни сидит с властью в одном президиуме. Но эти люди понимают, что сегодня разгромят «Седьмую студию», а завтра задавят вообще всех и от культурного мародерства не спасут ни звания народных артистов, ни статус доверенных лиц президента. Поэтому сегодня в суде по делу «Седьмой студии» проходит не просто линия защиты конкретных обвиняемых, а еще один рубеж обороны от наступающих мракобесов.