Звонок меня разбудил среди ночи. Родственница, студентка факультета дизайна среды, просила срочно, завтра же, посетить выставку ее преподавателя и написать что-то вроде отзыва. Без которого не будет зачета по искусствоведению. Дескать, любишь ты словотворчеством заниматься. Так пусть же для пользы дела. Посетила. Написала на одном дыхании. Предвкушаю благодарность. А в ответ услышала, что зачет-то она получит, то по живописи у этого препода ей несдобровать. Пришлось перепсывать. А первоначальный вариант выглядел так:
ЕСЛИ ЭТО ЛУБОК, ТО ЗАЧЕМ НА ГОЛЫЕ БАБЫ НА ОБОЯХ?
В русле концепций культурных архетипов культура интерпретируется, с одной стороны, как область символического, в которой реализуются ее ценности и смыслы. С другой стороны, культура всегда связанная с прошлым, трактуется как «негенетическая» коллективная память, что подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей. Что касается казачества, то этноцентризм — это свойство сознания определенной этнической общности., т. е. восприятия себя как некоего образца, «пупа земли». Другими словами, зтноцентризм — это объединяющее народ чувство «мы» (или «наши») перед лицом враждебного ему мира. Это групповой эгоизм, а с фрейдийской точки зрения — групповая закомплексованность. Этим объясняется, что чем меньше народ, тем острее он реагирует на угрозу своей духовной суверенности.
Каждый жанр имеет достаточно специфическую и относительно узкую стилистику. Если это лубок — то зачем нам голые девки на обоях. Может быть, порадовать эротомана своей щедрой наготой?
Художник делает попытку поразить зрителя экспрессивным натиском. Работы поражают монументальностью композиции и буффонадой. Они гротескны. Несчитанное количество канонических сидящих, стоящих, идущих фигур. При этом нет ликов живых людей, а есть начищенные до блеска сапоги, а главное, усы. (Сразу припоминается трактат Флобера «О пользе усов» Ну это когда целуешься). А главное, какие подпороговые образы! Крупы лошадей и «крупы» обнаженных женщин. А еще возникает вопрос, умеет ли художник рисовать руки. На одной из картин почему-то три пальца. Но, может быть, в боях потерял. По пьяне не мог, ведь казаки не пьют.
Одно из полотен только по зубам очень опытному искусствоведу. Настораживают ну уж очень большие грибы возле пня. Гротеск? Хотя как знать. На основе исследований психоаналитика К. Юнга вытекает, что изображение несоразмеримых, немотивированных и несозмеримых вещей в народе называется шизофренией. А, может, я чего-то недоглядела. Ведь генальность — она в безумии.
Акт творчества — без сомнения. А результат?
Хотя лукавлю. Была одна работа. Небо со звездами, а внизу дома без стен. И здесь хочется сказать о ритме. Но не в музыкальном смысле, а уж тем более не в художественном. Когда ритм — это контекст восприятия мира человеком. Ритм бесконечного. Космос. Люди с таким природным ритмом склонны к восприятию больших объемов. Встречаются очень редко. Как природная данность. Циолковский, Вернадский, Рерих, Брейгель, Высоцкий.
Почему-то вспоминаются выставки детских рисунков. Дети тоже видят все в светлых тонах. Но только каждая деталь в их рисунках — символ. Все имеет значение. Правда, что мы не понимаем всего. Но ведь мы тупы, как все взрослые.
P. S.Хочу пожелать автору двигаться дальше, максимально активно внедряться в обедненную культурную среду родины и делать все возможное, чтобы она вновь возродилась и окрепла на культурном фронте и включилась в общемировой процесс развития. Конечно, для этого понадобится очень много сил.
Пришлось написать другой вариант отзыва. Но за банку пива)))
С 18 января 2008 года омичам представлена выставка работ омского художника Сергея Сочивко, которая проходит в Омском Государственном Институте Сервиса. Экспозиция состоит из … работ художника, посвященных старому Омску и казачеству.
Певец казачества
Его работы навеяны духом русского лубка, полны юмора и гротеска.
Палитра радостная, мажорная, динамичная. Уверенный мазок. Образы цельные, запоминающиеся. Работы словно наполняются улыбкой и радостью. Прочитывается то чувство, с каким художник работал над картинами. Художнику удается говорить со зрителем своим собственным, сильным, самобытным и оригинальным языком, раскрывая перед зрителями эстетическую, духовную, историческую ценность уклада жизни казачества. Картины интересны своей многоплановостью, многофигурностью и монументальной композицией. При этом безошибочное композиционное построение. Несчитанное количество сидящих, стоящих, идущих фигур.
К полотнам хочется возвращаться снова и снова, чтобы рассмотреть мелкие детали. Эта такая редкость на современных выставках — исторический пейзаж. Глядя на него, испытываешь изумительное состояние — в нем хочется совершать долгие уединенные прогулки.