Место для рекламы

История советского рыбака, который спас американских лётчиков в 8-бальный шторм

Довольно странно, что в советское время история спасения военных лётчиков США силами гражданских моряков СССР не получила широкой огласки. Ведь это был настоящий подвиг и акт дружеского участия — в сильный шторм отправиться выручать потенциального врага, попавшего в ловушку холода и шторма. В результате уникальной поисково-спасательной операции в октябре 1978 года промысловикам судна «Мыс Сенявина» удалось уберечь жизнь десяти замерзающих в океане американцев.

Как американские лётчики оказались в океане

Самолёт «Орион» из эскадрильи Golden Eagle («Золотой Орёл») ВМС США вылетел с Аляски 27 октября для выполнения повседневных задач, связанных с патрулированием, разведкой, поиском и обнаружением подводных лодок СССР. На его борту находился экипаж из пятнадцати человек, включая командира — капитана военно-морских сил США Джерри Григсби.

После четырёх часов полёта, по распоряжению Грисби лётчики попытались запустить двигатель, бездействовавший весь путь, чтобы сэкономить топливо. Это решение привело к чрезвычайной ситуации: мотор воспламенился и целостность крыла оказалась под явной угрозой. В считанные минуты, уничтожив секретные документы, переодевшись в гидрокомбинезоны и подготовив спасательные боты, команда приготовилась к посадке самолёта в бушующий от шторма океан.
Пилотам удалось совершить «приводнение», однако последующий взрыв в месте возгорания, привёл к неминуемому затоплению машины. Прежде чем она погрузилась на дно, 13 человек из экипажа перебрались на надувные плоты; двое — командир Джерри Григсби и бортовой инженер Миллер — сделать этого не успели.

У чудом уцелевших людей вряд ли имелась надежда на второе спасение: холод, шторм, отсутствие связи и непрочность надувных ботов — все сокращало их шансы на выживание до минимума.

Как была организована операция по спасению американских лётчиков

К операции по поиску потерпевших авиакатастрофу лётчиков в равной степени подключились оба государства: и США, и СССР. Американцы использовали для обнаружения соотечественников подводную атомную лодку, находившуюся в зоне камчатского побережья, а также самолёты морской авиации, сторожевой корабль и катер. СССР со своей стороны, кроме атомной подлодки, предоставила для спасательных работ три корабля — сторожевые «Ретивый» и «Дунай», и рыболовецкое судно «Мыс Сенявина», которые оказался вблизи от места падения самолёта.

Условия поиска осложняли непогодой — в районе воздушной катастрофы был в разгаре сильный шторм со скоростью ветра до 20 м/с и волнами высотой до 7,5 метров. По словам руководителя поисково-спасательного мероприятия Михаила Петровича Храмцова, им ещё никогда не приходилось выходить в море с восьмибальной волной. Лишь благодаря мастерству и опыту своих командиров, сторожевые суда смогли оторваться в шторм от причала и на максимально возможной скорости отправиться в зону поиска.

И все же, несмотря на организационную слаженность операции, имелись все шансы не спасти людей. Причина — катастрофически большое расстояние, которое разделяло американских и советских военных с погибающими на плотах лётчиками. В такой ситуации оставалась надеяться только на гражданский экипаж промыслового судна «Мыс Сенявина», находившегося всего за 20−30 морских миль от запеленгованного квадрата бедствия.

Как Капитан Арбузов не побоялся встать перед восьмибальной волной

Команда рыболовецкого траулера, окончив работу, возвращалась к берегу, когда получила сообщение американского радиста с просьбой о помощи. Уведомив экипаж о случившемся и обсудив с ним дальнейшие действия, капитан судна Александр Арбузов отдал приказ на обратный курс. В восьмибальный шторм, игнорируя возможную опасность, судно изменило маршрут, чтобы через 55 км пути забрать на борт замерзающих граждан США.

Непосредственно в операции спасения участвовали семь моряков: механик Валерий Кухтин, старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также один пассажир — переводчик Хальзев. Именно они в непростых погодных условиях помогали американцам покидать ненадёжные боты и доставляли их на борт «Мыса Сенявина».

Чем завершилась операция по спасению американских лётчиков

Советские рыбаки успели спасти десять человек, которые после падения самолёта, провели в океане 12 часов. Четверых военных они сняли с одного плота и девять, среди которых находилось уже трое погибших, со второго, почти затонувшего бота. Примечательно, что члены лётного экипажа были обмотаны одним тросом: люди готовились только вместе — или спасаться или умирать.

Едва моряки переправили на судно обмороженных, заледенелых, почти невменяемых от сильнейшей качки американцев, как один из надувных плотов, попав в очередной раз под волну, пошёл на дно. Позже Александр Алексеевич Арбузов, описывая этот случай, сказал: «Не иначе как Бог помогал этим лётчикам», имея в виду ничтожность шансов как уцелеть в авиакатастрофе, так и выжить после стольких часов на холоде среди гигантских волн.

После эвакуации с ботов, отогретых одеялами и горячим чаем военных через несколько дней доставили в Петропавловск-Камчатский. На этом спасательная операция была успешно завершена. Лётчиков, которые провели некоторое время в госпитале под охраной, переправили в Японию, а оттуда довольно быстро они улетели в США.

Капитан Арбузов, получивший за участие в операции лишь медаль «За спасение утопающих», стал со временем Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственной премии СССР. В начале 2000-х годов, после потепления отношений между Россией и США, Александр Алексеевич узнал, что является почётным членом эскадрильи «Золотых Орлов». Об этом ему сообщил в официальном письме Р. Н. Урбано — командующий Девятой авиаэскадрильей ВМС США Golden Eagle. Послание стало подтверждением того, что и через четверть века спасённые лётчики сохранили благодарность к тем, кто подарил им второе рождение.

Опубликовал    15 июн 2020
1 комментарий

Похожие цитаты

Оказывается, с утра можно сделать многое, если не заходить в интернет!!!)))))

Опубликовала  пиктограмма женщиныVEEV  23 ноя 2011

— Необъяснимая штука — душа. Никто не знает, где находится, но все знают как, сука, болит.

Опубликовала  пиктограмма женщиныБаловень Судьбы  11 сен 2012

10 факторов мужской логики.

МУЖСКАЯ ЛОГИКА ЭТО:
1)…придти с работы в стельку, а с утра спросить у жены: «А где я вчера был?»
2)…безумно любить свою жену и иметь любовницу.
3)…оставить женщину в бутике одежды, и сказать: «Я через 5 минут за тобой подойду.»
4)…целый день ждать с работы жену, чтобы спросить: «А у нас дома есть чего пожрать?»
5)…жениться, а потом вдруг удивиться, что жена оказывается… так на тёщу похожа.
6)…каждый раз спрашивать у жены: «Дорогая, а в каком месте лежат мои носки?»
7)…пить пиво, и мечтать о кубиках пресса.
8)…взять пустую бутылку водки, подставить стакан, и попытаться всё-таки налить.
9)…никогда не играть в футбол, но считать, что в футбол играют настоящие мужчины.
10)…сначала послать женщину на х…, а потом, ждать её возвращения.

Опубликовала  пиктограмма женщиныБаловень Судьбы  26 сен 2012