Чтоб не все в строю, левой, левой, или наоборот, правой, ать-два, а чтоб кто-то уединялся, смотрел со стороны, откуда виднее. и громко вещал о строевых нарушениях, в рупор радиостанции «Свобода». Другое дело, что диссидент диссиденту рознь и в этом главная беда явления, когда-то возведенного в почётную «профессию», ныне мутирующую в оголтелую и горемычную оппозицию. Вот эту разницу между «советскими диссидентами» и сегодняшней новой гвардией очень любопытно наблюдать и анализировать.
Во-первых, в советских ещё истоках, слово «диссидент» чаще всего рифмовалось с «эмигрантом» (что сегодня уже далеко не так актуально). Во-вторых, во все времена, эмиграция бывала подлинно идейная и подлинно колбасная (эмиграцию по причинам личной жизни или работы оставляем за скобками, она более интересна для беллетристики). Распознать идейную от колбасной с высоким процентом уверенности можно только на местах нового проживания, по прошествии определенного времени. В общем, недолгого. Суть, в основном, лезет на свет достаточно прытко. При первых лишениях или неудачах. И яснее становится, кто за чем ехал, на самом деле.
Информацию, конечно, достойнее всего принимать из первых рук. Знакомьтесь (или вспоминайте) — Юлиан Панич: советский актёр, режиссёр, журналист. Покинул СССР в 1972 г. Израиль, США, Германия. В Мюнхене работал на радио «Свобода», в течение 20 лет. Сегодня живёт во Франции. Нажитого и наделанного до сих пор хватило на «Википедию» (там и смотрите). Но сегодняшняя профессия, всё-таки, писатель. Так мне кажется…
***
«…Здесь всё — „бывшее“. Ты — бывший русский актёр, я — бывший грузинский актёр. Вон у окна лысый, пиво сосёт — видишь? Говорит, что он бывший писатель. Врёт! А вон бывший переводчик из МИДа, бежал на Запад „по политике“. Говорит, что диссидент. Врёт! Гэбэшник… Только гэбэшники могут быть в МИДе переводчиками. А гэбэшники бывшими не бывают!!! Пей, старик! Даже если это вино и бывшее — всё равно заплачено! Слушай, а как ты, русский актёр, очутился в этом зверинце? Бежал? Нет… А я бежал… Как? Как у Лермонтова: „Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла…“? Пальто в гостинице оставил, шляпу оставил! Двери хлопали, машины тормозили — земля тряслась, думали землетрясение. Это я драпал до Парижу! Ха-ха. Хо-хо!!! Ну-ка, ты меня спроси: „Почему ты, Ники, бежал?“… (Ю.Панич „Племянничек Нестор“)
***
Вопрос первый, традиционный: почему?
****************************************
Юлиан Панич: — „Я не любил советскую власть. Как и любую власть, чисто интуитивно. Не любил как все, кроме дураков и пользующихся особыми привилегиями от этой власти. Работа на „Свободе“ вооружила меня идейно против советской власти, но привила любовь к России, к ее прошлому, так бездарно выброшенному на помойку нашими дедами и отцами. И к ее несостоявшемуся будущему, на которое она была задумана. Я эмигрировал в 1972-м и вернулся в Россию в 1990-м; несколько раз пытался „уцепиться“, „ухватиться“, вписаться в новую жизнь. Я ставил фильмы и спектакли, писал книги и выступал на ТВ. Но уезжал обратно-на Запад. Меня не „брали“. Я-отрезанный ломоть. Кровоточащий, но отрезанный.
За кордоном России, если считать по штампам в паспортах, я прожил сорок два года из восьмидесяти четырех- половину жизни… Сколько раз я благодарил Бога за этот отъезд, сколько раз бил себя по голове:"зачем я это натворил?!“ и проклинал свою судьбу. Другим был я в миг эмиграции летом 1972-го, а это был именно „миг“ …А вот вопрос-как жил я эти годы?.. Пассажир с плацкартным (даже мягким) местом, а жизнь-мимо окон. Дети говорят между собой не по-русски, а внуки — и подавно. И фамилию твою, казалось простую, мало кто может произнести без искажения, здесь это чужая фамилия, из другого мира.
Бывши в Союзе актером и режиссером, привык, что всякое дело нужно делать примитивно-основательно. Я — внук кузнеца, может быть поэтому? Брался и за чтение новостей, и за истинный марафон-чтение подряд четырех томов „Архипелага ГУЛАГ“, брался за режиссуру и за писание текстов для передач. И горд тем, что моим голосом впервые в мире (запись Ельцина дали потом) были произнесены слова ельцинской речи у Белого дома — декларация о независимости России».
Вопрос второй, анатомический: диссиденты Вашего поколения и сегодняшняя российская оппозиция — в чём общность, где различия?
***************************************************
Юлиан Панич: — «Я имел возможность во времена работы на «Свободе «встречаться в эфире и наяву как с подлинными диссидентами, отстрадавшими свое правдолюбами-от Шаламова до Марченко, большим русским поэтом и великим гражданином Александром Галичем, мужественнейшим генералом Григоренко, так и с массой тех, кто «косил» под диссидентов, кто примазывался к нарастающему внутри общества протестному движению. Общался и с теми, кто впоследствии представлял оппозицию реальной российской власти. Как правило, это все были люди, зацикленные на своих идеях, одержимые и… одинокие.
Сегодня не страшно признать себя инакомыслящим — не посадят. И в массе (именно в массе) диссидентов можно увидеть как истинных народных правдолюбцев, так и примазывающихся к ним дураков, неграмотных горлопанов. Да и просто хулиганов. Но есть масса людей у компьютеров и есть условия игры: «пока не сажают». Такие вот «времена», как любит повторять Владимир Познер.
Новое время и его технические достижения как будто бы специально придуманы для удобно расположившегося в нем среднего обывателя. Особенно, если на улице плохая погода, если девать себя некуда и не на что… Сидишь у телевизора или компьютера, глазеешь, как завороженный то на лица политиков и их пропагандистов, то на мячик в теннисе, я уж не говорю о мяче футбольном. В начале тридцатых годов Илья Эренбург написал: «в последние годы в Европе увлекаются футболом… …массы людей, молодых людей, собираются на стадионах и неистово реагируют на игру… они впадают в экстаз, орут, даже дерутся, переживая за мяч на поле… это-начало фашизма…» Пришло другое сремя. Мы смотрим на мячик на экране. В нас выработался особый инстинкт. Инстинкт наблюдателя. Но мало того, ты читаешь все, что взбредет в голову другим, ты не просто принимаешь или поносишь последними словами все чужое, все, что взбрело в голову другим. Но ты и сам стучишь по клавишам. Пишешь. Высказываешься. И никакой личной ответственности: что спросить с того, кому имя псевдоним? Да и вообще-ведь все пришло из Сети, как из океана.
Идет битва словами-наотмашь, с матом и без него, орут, ехидничают, «стебаются» о судьбах мира. «Пользователи» орут как в провокационных программах у Малахова на Первом канале. Проявляются низменные инстинкты и отвратительные черты характера не только на юру, но и в одиночку, уложив детей спать… Мне могут возразить: «…и в то же время нет опасности массовости движения». И это хорошо. Меньше шансов сбиваться в толпу, ведь из толпы путь один — в стаю. Хорошо лебедей. А если волков?..
И все же было бы грехом не отдать здесь должное подвигу диссидентства. Диссиденты моего поколения могли вслед за Александром Галичем выдохнуть: «Говномер стал зашкаливать » и выйти — кто на улицу, кто в Самиздат, а кто и на сцену, на экран и сказать, рискуя всем, «нет»! «Нет" — страху и стукачеству, «нет» цензуре и советским танкам в Праге-нет! И со словами «Отпусти народ мой!» (в Израиль) -выйти к зданию ОВИРа. Диссидeнcтво шестидесятых — это не оппозиция. Оно стало повсеместным, сначала шепотным, потом явным. Это была реакция на отсутствие кислорода. Это был инстинкт Протеста. Именно инстинкт. Он есть всегда и везде. И он приводит -кого к Болотным площадям, а кого и к Майданам.
Я родился на Украине и киноактером стал на Украине, я знаю язык, сотни и сотни украинцев были моими друзьями, я говорю на мове. И во мне отсюда, с далекого Запада зреет чисто диссидентское: «Ну, а кто же выиграет на ваших баррикадах, хлопцы? Кто, скажите? Порошенко с Коломойским и пара тысяч все тех же прихлебателей при любой власти?
А вы, мои русские компатриоты… Кто-то из вас беснуется в «фейсбуках», а кто-то, сидя у экрана ТВ потирает руки, видя как мордуют московских парней-омоновцев на Болотной или на проспекте Сахарова? Кому выгодна смута в России? Новым (еще не сбежавшим на Запад) русским воротилам? Американским продавцам нефти? Но с каких это пор вокруг головы умницы и талантливого бизнесмена, действительно отсидевшего полный жестокий русского ГУЛАГа срок, Михаила Ходорковского, засветился нимб мученика? Страдальца-да. Стойколго зэка? Да. Большого финансиста? Возможно. Но «мученика»?!
И еще. Я вспоминаю слова Аркадия Тимирязева- отца великого ботаника Климентия Тимирязева: «Я бы с чистой душой послал моих троих сыновей на баррикады, если бы не предполагал, что кто-то ловкий уже заранее успел выгодно заключить сделку и продать камни для этих баррикад «.
Диссиденты моего поколения не делили между собой портфели в будущих правительствах «. Они требовали кислорода.
Вопрос третий, провокационный: сегодняшняя оппозиция — «реакция на отсутствие кислорода»?
**********************
Юлиан Панич: — «Как во все времена и во всем мире, человеку вообще неуютно жить. Он подвержен раздражениям. Вот жмет ботинок, а потом урчит в животе, потом где-то зачесалось, потом компьютер медленно заработал, да и вообще, как у Есенина: «ну и погода, етить твою мать, советская власть называется!» Глубинные oбобщения на мелком месте, драйв толпы, безумие человеческой массы.
Жизнь обступает человека, а затем логический финал- революция, а там уж смотри предыдущий ответ про камни для баррикад, ловко проданные кем-то умным…
Потому мне и ненавистен Майдан, что я вижу втрой шаг его, батальон Азов. И не надо мне про «руку Москвы». Тут этот номер не проходит. Кто может оспаривать, что русские и украинцы-братья?! «.
Вопрос последний, риторический: человека освобождай — не освобождай, революциями, конституциями, перлюстрациями совести и наличности, он, человек, всё одно, из только что сброшенных оков тотчас полезет в другие, те, что наготове. И они ему тоже будут жать, как тот ботинок. Может быть, всё проще гораздо, и прав когда-то завязший в зубах, ныне совсем забытый классик от школьной программы: жизнь, и впрямь, следовало бы прожить так, «чтобы не было мучительно больно…» Только и всего, с революцией или без?..
*******************************************
Юлиан Панич: — «Ответ схоластический. Есть сложнейший аппарат (или создание Божье — кто как чувствует), называемый homo sapiens, и этому homo были даны в нужное время, в нужном месте примитивные (а потому и унивeрсальные) заповеди. Их 10. И все они начинаются со слова «не».
Первая — «Не убий!» Значит, риск, что homo будет убивать был изначально! Ничего себе механизм, изначально наделенный таким количеством зла!
10 предложений. Более не потребовалось. Вывели веками закон: «Живи с Богом!», «С нами Бог!" — вроде бы похожие формулы. А практика? И разве надпись «Gottmituns «, которую видели в последний миг своей жизни на пряжках убийц жертвы нацистов — не циничный ответ на все вопросы бытия жертвы: «За что?», «Зачем?» И это для меня изначальное. С этим я и умру.
Я чудом не стал жертвой фашизма. Мне было десять лет. Я был полный мальчик, упитанный, мне пришлось пешком бежать от немцев, осенью 1941-го. Я — не Тиль Уленшпигель. Я помню ту боль в ногах от многокилометрового пешего марша из Харькова на Восток. И не пепел Клааса стучит в мою грудь. Но пепел моих двух сестер и шестимесячной племянницы, дочери одной из них, пепел сорокалетней тетки, убиенных в осень 1941го, во рву ХТЗ (Харьковсакий Тракторный Завод). И стреляли их на ХТЗ (а вот это вот точно знаю!) не немцы, а вчерашние советские. Hе привезенные в захваченный Харьков оккупанты, а просто вышедшие после завтрака из своих квартир на улицу горожане города Харькова, мои вчерашние соседи.
Зверь истеричного шовинизма, натравливающий народы один на другой, зверь, возродившийся после временного шока середины века XX-го. Зверь гнева, поддерживаемый зрителями на трибунах стадионов, когда страдают и посетители и игроки и зверь гнева, раскручиваемый на экране ТВ на всю страну. Что-страну? Да на весь мир, ведь это же транслируется на весь мир! Зверь, демонстрирующий себя в реакциях толпы статистов, руководимых «старшими «, которые дают отмашку «Кричать! «, «Хлопать в ладоши ! «, «Смеяться! «, и они орут, визжат и хлопают … Люди бесчинствуют, с ревом, как на футболе, когда гонят мяч, или на корриде, когда убивают быка…
Вот и майданная революция oказалaсь кровавой баней своих против своих же. Да как! Убивали своих для того, чтобы показать жертвы революции. А без этого нельзя! Революция Майдана оказалась бойней, выстроенной с военной четкостью провокаторами и болтунами с Запада и… недоумками из Москвы. Ибо расползлась в Интернете ложь о бойне, проходившей под флагами Бандеры и Шушкевича, с готическим знаком Z, так напоминающим свастику на солдатских касках батальона «Азов «и… на сайтах законопослушных российских «пользователей Интернета».
Когда у меня сегодня болят ноги, я вспоминаю 1941 год, дорогу на Купянск, бомбежку, огонь, моего папу, военного врача, всего в крови, с кровавым же комком в руках-чьей-то ногой…
Первая заповедь, данная Господом: «Не убий! » приобретает проофилактически-медицинский смысл, становится жизненно-необходимой. не хватает лишь приписки «CITO «- «срочно! «.
***
Заключение автора может не совпадать с мнением редакции, мнением читателей и даже с мнением интервьюируемого. Но заключение оптимистическое: настоящий диссидент — не окончательный диагноз, не призвание, не обязанность, не умопомрачение от кислородной недостаточности. Диссидент — состояние души, при уважительных обстоятельствaх. Сегодняшней оппозиции, всё-таки, рознь. Я бы даже сказала, «большая рознь», простите мой французский.