Длинный рассказ на избитую тему.
Заранее, спасибо всем, кто прочтёт до конца. И тем, кто не прочтёт - тоже, за внимание.
Все совпадения случайны. 😉
Кто-то считает, что человек лучше развивается, если его хвалят. А кто-то, если критикуют.
Наверное, смотря за что и как хвалим или критикуем.
Если ребёнок сделал первый шаг, никому в голову не придёт, сказать, что он плохо ходит. Он так скорее, вообще ходить не научится. Первый шаг хвалят, говорят: «Молодец! Скоро бегать будешь!» А если он с разбега кошку пнул, тут уже не до похвалы. И остаётся только критиковать, даже ругать. Но не надо только ругать, объясните почему нельзя так делать. Предложите извиниться перед кошкой, да перед кошкой. Тот, кто научится уважать кошек, будет уважать всех, и людей и животных. И не забудьте потом похвалить, что молодец, что он всё понял и сказать, как вы его любите. Потому что это ребёнок. Он ещё многого не знает. Он растёт и учится. У вас.
С взрослыми людьми сложнее будет. Но мы говорим о причастности критики и похвалы к развитию и росту, а взрослые тоже иногда чему — нибудь учатся.
Если кто-то взрослый, который знает, что нельзя пинать кошку (и даже, который знает, но всё равно делает), учится писать стихи, ему даже надо, чтобы его покритиковали. Иначе, он не узнает, что он делает не так и как надо, чтобы писать лучше. Но, сначала лучше его похвалить и сказать, что он уже хорошо сделал, а потом вежливо и уважительно на то, над чем ещё поработать можно, указать. Потому что, ежели сразу в пух и прах его стихи раскритиковать, он скорее всего, совсем писать забросить. Зачем писать — если он делает это плохо. Никто не хочет делать что-то плохо. Лучше, тогда не делать совсем. И оторвётся он потом на несчастной кошке, начнёт её пинать или опять, как всегда, пнёт. А если вы сначала его похвалите, вы его согреете, а он, глядишь и кошку вдруг не пнёт, а погладит, потому что в нём избыток теплоты и надо её дальше передать.
Даже, если автор гений и всё у него всегда безупречно получается, а тут раз вдруг, одно стихотворение очень неказистое вышло, и в рифме сбой и размер пляшет и смысл как-то совсем не улавливается. Ему тоже, лучше, сказать: «Александр Сергеевич, ты всегда очень здорово пишешь и, наверняка, напишешь ещё очень много прекрасного, но это стихотворение тебе не удалось.» Очень важно, сначала похвалить, а потом критиковать! Потому что, если сделать это наоборот, критика испортит человеку настроение и вашей похвалы он уже не услышит. И в сердце останется только заноза критики, а не цветы похвалы.
Одна мама, когда её дочь училась писать, не исправляла ошибки красной ручкой, а подчёркивала, то что было правильно — зелёной. У ребёнка был эффект: как много я уже хорошо сделала, то, что плохо тоже смогу исправить! А не «красный ужас», что она ничего не может.
Мой учитель по искусству всегда сначала хвалил: композиция, пропорции…, а потом уже критиковал: тень неправильно падает, нос — это не крючок на лице… И мы читали и вникали в критику, потому что своей похвалой, он расположил нас к себе и нам хотелось узнать его мнение до конца.
Один дядя, который был очень умный, казался мне очень строгим, он, казалось мне, разносил своей критикой всё в пыль.
Но однажды этот дядя написал мне: Леночка, вы отлично написали, но это слово пишется слитно, давайте его исправим. Вы понимаете? Очень строгий дядя назвал меня Леночкой. И сначала похвалил, а потом вежливо указал, где и как надо правильно сделать. Потому что он, на самом деле, был очень умный и, наверное, даже любил кошек. Удивилась я, конечно, но поблагодарив сделала, как надо. А потом посмотрела ещё раз на дядю… и совсем не строгим он мне уже показался. Вон, морщинки вокруг глаз, мимические, которые только от искреннего смеха появляются. У злых людей таких нет. Злые люди смеются, но по-другому, в том смехе глаза не участвуют. Встаньте перед зеркалом и попробуйте, как злодеи в фильмах: ха-ха-ха! Впрочем… это уже тема отдельная.
Так, что я собственно сказать хотела: надо и хвалить и критиковать. Но так, чтоб польза была, чтоб человек рос и развивался правильно. Иначе, он назло вашей критике стихи писать не бросит и станет гением, но гением пинающим кошек. А это неправильный рост и неправильное развитие.
Хвалить, конечно, легко, а правильно критиковать тоже учиться надо. Тут есть одно простое правило, критикуйте так, чтобы у человека осталось после вашего замечания, чувство: «Я поступил неправильно / я сделал ошибку, но я ему всё равно нравлюсь! Пойду, кошку поглажу!»
Июнь, 2020