— Девушка, как пройти к морю?
— К морю?
Синхронно обводим взглядами пространство парфюмерного магазина в самом центре города. Магазин большой, протянулся, как удав, через весь первый этаж и, гостеприимно распахнув двери, соединил две улицы.
— Вот тут у вас в путеводителе сказано: «Город стал выходом к морю».
— Да-а? — начиная подозревать нехорошее, интересуюсь я.
— Да! И еще вот тут… Где я могу посмотреть окно в Европу?
— Что-о?
— Ну, вот тут сказано: «Основателями города было прорублено окно в Европу». Так где я могу его увидеть?
Да что же это за наказание такое? Каждый год одно и тоже — толпа туристов с путеводителями разных стран и городов, и всем что-нибудь надо.
— Это парфюмерный магазин. Я могу предложить вам широкий выбор самых что ни на есть европейских марок. Туалетная вода, духи, мыло, ароматические масла?
Турист становится багровым. Сдвинув на лоб очки, появляется Вениамин Семенович — владелец магазина. О, он всегда появляется вовремя, когда я не могу отыскать «ну что-нибудь такое, чтобы ему понравилось, и главное, чтоб недорого» или вот такой — в шортах, купленной на углу псевдокапитанской фуражке и с путеводителем в руках спросит: «Где тут выход к морю?»
— Идите сюда, мой хороший, — ласково поблескивая очками, зовет Вениамин Семенович. — Мы, конечно, этого не афишируем, но вам как человеку знающему, что надо посмотреть, — он картинным жестом указывает на нашу витрину — ту, которая выходит на Главную улицу. — Да-да, это именно оно. Вон там — видите? — французская кондитерская, итальянский ресторан, дальше — магазин испанской обуви… плюньте мне в глаза, если это не Европа в лучшем своем виде. Убедились? Хорошо. Вы хотите к морю? Идемте, я вас провожу.
Он берет ошалевшего «капитана» под локоть и ведет его мимо стеклянных витрин, резных столиков, зеркал, мягких пуфиков…
Зачем пуфики в парфюмерном магазине? Ну, женщины очень любят срезать дорогу и часто делают это через наш парфюмерный магазин, соединяющий Главную и Параллельную улицы. Желая сократить путь, женщины заходят к нам и… надолго задерживаются. Новинки, полезные советы, сплетни…
— К морю? — строго спрашивает «капитан».
— К морю. Вот так прямо, прямо и к морю. Вениамин Семенович провожает его в сторону моря и даже, кажется, машет платочком.
— Зиночка, — укоризненно обращается он ко мне, — клиента надо любить.
— Ну как его любить, если ему нужно к морю?
— А очень просто. Он же вернется. Он же вечером придет сюда и спросит, где его гостиница. Он весь отпуск будет ходить к морю и обратно через наш магазин, а ты ему улыбайся, — строго говорит он.
— Зачем?
— Затем, что в конце отпуска он захочет что-то увезти отсюда на память. Ты думаешь, он пойдет к Жоре за его французскими булками, или к Боре за его испанскими сапогами? Он пойдет сюда. Он захочет увезти этот запах.
— Гуччи? Дольче Габбана?
— Не этот, глупый ребенок. Он попросит запах морской соли, спелых дынь, вареной кукурузы, жареных бычков, молодого красного вина… ну? Что там еще, Зина? Что я туда добавлял?
Я краснею.
— Запах женщины.
— О, да! Пряный тонкий аромат женщины, которая прошла мимо и не оглянулась на него. Молодой женщины — апельсиново-рыжей, сочной, как спелая дыня, терпкой, как молодое красное… ну? Ты думаешь, он не захочет увезти это с собой? Собрать своих друзей, откупорить бутылку и снова вдохнуть это, и вспоминать, и хвастать? Где это у нас хранится, Зиночка?
— В кладовке в ящиках со стружкой темные бутылки из-под вина с этикеткой «Ароматы юга», — с готовностью рапортую я.
— Так что, улыбайся ему, деточка. Он вернется. Это — наш клиент.
И что вы думаете? Этот, в фуражке, он таки вернулся.