Эх, деньги! И зачем они? Вот у меня их нету, и так легко у меня на душе, так спокойно...
Михаил Булгаков
"Мастер и Маргарита"
Много бывает всего намешано в человеке. Добро и зло. Черное и белое. В каждом из нас есть как частичка ангела, так и дьявола. И нельзя судить однозначно человека и его поступки, с разбегу развешивая ярлыки.
Не судите человека по «обложке» — этой мыслью Булгаков пронизывает всё произведение, срывая обертки масок и обнажая истинное нутро персонажей. Понтий Пилат — римский прокуратор, по словам народа, свирепое чудовище, а на самом деле — одинокий человек, любящий в жизни только свою собаку, преданную и «считавшую хозяина самым могучим в мире, повелителем всех людей». Воланд, дух зла, но в романе он едва ли не единственный, кто вершит справедливость и проявляет участие. Маргарита, окутанная чужой завистью к своему состоятельному положению «мещанка», но на деле готовая пойти на всё ради Мастера, своего тайного супруга.
Булгаков имел слишком много оснований сомневаться в том, что все люди добры, как считал Иешуа. Страшное зло принесли Мастеру Алоизий Могарыч и критик Латунский. И Маргарита оказалась в романе плохой христианкой, так как мстила за зло, правда, по-женски: побила стекла и разгромила квартиру критика. И все же — милосердие для Булгакова выше отмщения. Маргарита разносит в пух и прах квартиру Латунского, но отвергает предложение Воланда его уничтожить. Вообще, с образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Даже став ведьмой, она не теряет светлых человеческих качеств: после великого бала у Воланда просит за несчастную Фриду, виденную ею впервые в жизни, когда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.
Автор разворачивает перед нами целую галерею многогранных персонажей, а его вплетенные в канву сюжета смелые на тот момент мысли актуальны и обсуждаемы до сих пор. Сатана Воланд карает за безверие, бездуховность, жадность, но в то же время возвращает с помощью своей свиты порядочность, честность и жестоко наказывает зло и неправду. Остается только сожалеть, что не нашлось иной силы, кроме Воланда и его шайки, которая могла бы противостоять всей той тьме что была всегда и никуда не денется из этого мира.
Впервые встречаясь с Мастером, мы вместе с поэтом Иваном Бездомным отмечаем его беспокойные глаза — свидетельство какой-то тревоги в душе, драмы жизни. Человек, чувствующий чужую боль, способный творить и мыслить нестандартно. Творец, человек с чистой душой, незамутненная искра таланта. Но мир, куда он представляет свое детище, служит не истине, а власти. Лелеемое им произведение остается непризнанным, и душа Мастера медленно угасает во мраке тоски.
Любовь, дело и творчество — основа нашего бытия и ядро, светоч «Мастера и Маргариты». И Булгаков вместе со своими персонажами строчка за строчкой гордо несёт факел своих убеждений, утверждая веру среди безверия, дело среди безделия, любовь среди равнодушия.
Бессмертное произведение пера настоящего Мастера.