Литературные трупы, изображение № 1
Как же много литературных трупов образовалось в мировой литературе! Можно даже составить список и проанализировать их по рейтингу популярности. Скажем, какой из литературных трупов самый популярный и по этому определить популярность литературного произведения.
Так мне и пришла в голову идея составить список литературных трупов, то есть, список главных героев, которые в конце художественного произведения погибают или кончают жизнь самоубийство или же шли к тому, чтобы быть убитыми.
Идея возникла спонтанно! Дело в том, что, читая художественную литературу, я заметил, что все главные герои, как правило, гибнут и, преступая к чтению очередного произведения, я уже заведомо предполагал, что главный герой умрет или погибнет.
Итак, начинаю.
С кого же начать? Кто из литературных трупов сейчас так настойчиво стучится в мои врата памяти? Ну, конечно…
«Камо грядеши» Генрика Сенкевича
Литературные трупы, изображение № 2
Петроний в конце романа кончает жизнь самоубийством, не дав насладиться Императору Нерону его казнью. Петроний уходит из жизни в объятьях своей возлюбленной Эвники под звуки кифар, арф и флейт в кругу своих друзей и почитателей, пустив себе и своей подруге кровь. Антагонист Петрония, Император Нерон, пускаясь в бегство со своими вольноотпущенниками от своих врагов, также гибнет в конце романа от удара в шею гладиусом, но при этом он произносит знаменитые слова:
«Какой артист погибает!»
Литературные трупы, изображение № 3
«Великий Гэстсби» Френсис Скотт Фитцджеральда
Литературные трупы, изображение № 4
Джея Гэтсби в конце романа убивают. А произошло это так: супруг погибшей в автокатастрофе Миртл, Джордж Уилсон, находит Гэтсби по наводке Тома и убивает Джея в его бассейне, а затем совершает самоубийство. Муж-ревнивец, отомстил за гибель своей жены, хотя нам известно, что Гэтсби был невиновен. Однако героя надо было убить, так как все шло к этому. А как же без этого! Разумеется, жалко, но убить Гэтсби, все-таки, надо было! В противном случае, не было бы истории!
Ну, а сейчас кто так настойчиво бьет своим большим кулаком во врата моей памяти? Ну, кончено, собственной персоной явился Мартин Иден из романа Джека Лондона «Мартин Иден»!
Литературные трупы, изображение № 5
Мартин Иден в конце романа кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув посреди Атлантического океана из иллюминатора морского лайнера, направлявшегося в Европу. Спросите: как так? почему-отчего? ведь он добился того, чего хотел?!
Ну, что можно сказать? Автор романа, Джек Лондон, добился, чего хотел: убив главного героя таким образом, он показал противоречия в классовом обществе. Рут предала любовь Мартина, тогда как последний все делал, чтобы быть равным девушке из Высшего общества. А оказалось все не так идеально!
А вот, к нам приближается Рамсес XIII из романа-трилогии «Фараон» Болислава Пруса.
Литературные трупы, изображение № 6
Так, что же с ним бедолагой произошло? Мы знаем, что он хотел процветания для Египта путем захватнических войн, но египетские жрецы не дали ему такой возможности и просто-напросто его отравили. В общем, двадцатая династия фараонов шла к упадку, а новый Фараон слишком рьяно взялся за дело, пытаясь опустошить казну на военные расходы. Разумеется, в романе не обошлось и без темы любви. Жену и ребенка новоявленного фараона убивают. Да, это трагедия. Ну, как же без нее родимой?!
А в мои врата памяти все стучат и стучат литературные трупы и нет им числа, ибо все они и есть отражение нашей жизни, где всегда есть место вражде, конфликтам, войнам и тому подобное. Ведь, и автор этих строк тоже ни раз погибал, но оставался живым, в отличие от его отца и старшего брата, которые могли бы стать прототипами каких-нибудь литературных героев, гибель которых давала бы нам много пищи для размышлений…