-- Святитель Игнатий пишет: «Если человек стяжал духовные страсти, то есть приобрёл их добровольно и так же добровольно не отказывается от них, то он лишается надежды на спасение».
И поясняет: «Это такие греховные навыки души, которые от долгого времени и частого упражнения становятся как бы природными качествами человека».
-- Что такое природные качества? Те, которые заложил в нас Господь. К примеру, нужда в пище или во сне -- это наши природные качества; мы не можем без пищи, без сна, без дыхания, без воды, без душевной поддержки близких, без жилья, одежды, и так далее. То есть это те условия, в которых мы вынуждены жить. И когда человек добровольно грешит и не кается, со временем страсти приобретают такую силу, как допустим, желание пить воду или вовремя питаться. Как голод заставляет человека идти искать пищу, так и страсть приобретает ровно такие качества.
Почему это подчеркивается? Бог нас такими не создавал: это приобретение. Или давайте скажем по-другому. У человека есть природное свойство ходить, и у него, допустим, появляется болезнь, приобретённая, которая начинает искажать его суставы или кости, и он начинает хромать. Но хромает он не специально, а потому, что у него так получается, это уже становится свойством его походки.
-- Для кого-то таким «природным» качеством становится чревоугодие, для кого-то пьянство. Один не может не быть жестоким, другой сребролюбивым, кому-то жизнь не жизнь без воровства, а кому-то без тщеславия. И святитель Игнатий называет все эти страсти только чтобы мы их, как говорится, знали в лицо. Нам ещё важно знать и как страсти изменяют нас: «Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех».