Путь к себе!
В русском языке «Алтай» созвучно со словами «алтарь» и «Алатырь». Могуч камень Алатырь! Символ древней славянской духовной силы.
Смотришь на алтайские горы, и впрямь, что не пик, то Алатырь!
В этот край надземных красот наши власти додумались предложить перенести все казино России. Есть выражение: «вступило в спину» — когда радикулит начинается или грыжа позвоночника обострилась. А нашим правителям периодически «вступает» … в голову! Мозговой радикулит, грыжа обоих полушарий… Представляете среди этих пиков, во впадинах, казино и залы игровых автоматов? Так и хочется, глядя на алтайскую небесную чистоту, воскликнуть строчкой из стихотворения советского поэта: «Не трожьте музыку руками!»
Игровой бизнес на Алтае — то же самое, что дискотека в храме.
Благодаря многочисленным книжкам по модной эзотерике большинство людей сегодня знает слово «Шамбала». Легендарная страна в Гималаях, где все живут счастливо, где нет эксплуатации человека человеком, ценных бумаг, налоговой полиции, гамбургеров, попкорна, телешоу типа «Дом-2» и даже теленовостей.
Путешественники-хитрованы любят раскручивать спонсоров на деньги для поисков этого «тридевятого царства». Среди мирового олигархья находится немало тех, кто ведётся на их заманухи. Ведь с такими средствами как у них хочется жить вечно, или хотя бы омолодиться в волшебной стране без пластической хирургии. Поэтому слово «Шамбала» звучит для тех, кто «из грязи в князи», как супербренд.
У наших предков Шамбала называлась Беловодьем. И согласно преданьям находилась… — на Алтае! Никто не знает, где Оно. Но пообщаешься, подружишься с местными алтайскими деревенскими, обязательно расскажут, как кто-то из их деревни в своё время ушёл в Беловодье и даже умудрился потом прислать родным весточку: мол, счастлив, и возвращаться не собирается, всем привет!
Застращали политики даже алтайцев. Как я мог не записать утренний разговор двух бабусечек на алтайской завалинке:
— Кузьминична, слышала, Кудрина сняли?
— Ой, не к добру… У меня 10 тысяч скопилось… Неужели пропадут?
— Что ж делается, а? Лужкова сняли. Теперь Кудрина… Так глядишь скоро и до Путина с Медведевым, негодяи, доберутся!
— Это точно… Как в горах… Растревожат, и оползень. А он уж всех сметёт!
…Разговорились с алтайскими охотниками о козлах.
— Интересно, почему в русских народных сказках коза — символ мудрости?
— Так она же с козлом уживается! Да ещё семерых от него родила. На это только мудрое животное способно.
— А козёл? С чего дурных козлами называют?
— Так он же козу свою мудрую с семерыми детишками бросил! Козёл, и есть козёл…
— А почему глупых баранами обзывают?
— Бараны, они как есть, бараны, — бегут все за одним, ничего перед собой не видят, ничего не понимают, один передний повернёт ни с того, ни с сего, и всё стадо за ним! Так электорат стадом на голосование ходит, веря, что передний баран всегда прав…
В различных телепередачах нам всё время рассказывают о развалившихся российских деревнях, о пьяни, которая живёт в глубинке. Ощущение, что на Руси не осталось крестьянства. Но попав на Алтай, понимаешь, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. Вопреки всем демократическим реформам, кое-где деревни не только сохранились, но ещё и расширяются, обновляются, раскрашиваются различными цветами так, что сверху, с вертолёта, кажутся собранными из детского конструктора «Лего».
Самая знаменитая деревня на Алтае — Сростки. Стоит она у срастания двух рек: Катуни и Бии, которые сливаются здесь, среди холмов, в знаменитую Обь. Думаю, что название реки — Обь — от слова «обе». Сростки — родная деревня Василия Шукшина. Сохранился дом его матери, который он купил ей в 70-ые годы.
В память о нашем русском гении, режиссёре, писателе, актёре, на горе за деревней проходят ежегодные шукшиновское чтения. Прямо напротив памятника Василию Макаровичу. Стоишь на холме, и такая за деревней открывается даль и ширь, что хочется превратиться в этот памятник, застыть и смотреть, смотреть, и ещё раз смотреть на свободолюбивые просторы. И набираться от них силы, для того, чтобы выстоять, не потерять себя.
Низкий русский поклон латышскому режиссёру Херманису, который вопреки маркетингу, вычислившему успех театральной депрессухи и чернухи, поставил спектакль по рассказам Василия Макаровича с Мироновым и Хаматовой в главных ролях. Чтобы вжиться в роли, Херманис предложил актёрам поехать в деревню Сростки поглядеть на типажи людей, описанных в рассказах. Вернувшись с Алтая — вот он урок нам, русским людям, — Херманис во всеуслышание сказал: «Вы, русские, не знаете, что ваша валюта — это ваша земля и ваши люди!»
Алтайские лошади, как и местные жители, ростом не вышли. И не очень фигуристые. Зато необычайно умны, выносливы и надёжны: отпустишь поводья — сама тебя в нужное место доставит, словно у неё в голову вмонтирован GPS-навигатор. Приезжали на Алтай из Франции «покататься» в загадочных горах их графья. Захотелось им на красоты российские поглядеть, себя, естественно, показать — как наездничать умеют! Привезли с собой лаковые чёрные сапожки для верховой езды, кепчонки брендовые, хлысточки, рейтузы кальсонистые, белоснежные … И в таком виде поутру заявились в нашу конюшню. Лошади, как их увидели, вместе с конюхом ржать начали.
Французы сильно расстроились. Они ж думали в России все лошади рысаки, сивки-бурки, вещие каурки. А тут? Помесь кобылы с ишаком. На таких не поскачешь через частоколы местные покосившиеся, ежами ощетинившиеся, не попрыгаешь. Зато через неделю, расставаясь с этой «помесью», плакали, обнимали, будто с верными друзьями прощались: ни разу над кручей бездонной ни у одной из них нога не «поскользнулась», в горных реках на каменистом дне в стремнине не подкосилась! Да, не поскакали, как мечталось… Но ведь и негде было, да и некогда. Красота зато вона какая! Только успевай любоваться.
…Самые любимые и почитаемые у славян среди животных и птиц — медведь, волк и лебедь. Почему? Самое главное для них в жизни — семья. Лебеди остаются верными даже после смерти одного из «супругов». Волк — один из самых заботливых отцов. Медведица готова броситься, как Матросов на амбразуру, ради своих медвежат.
Кстати берёза — тоже неспроста любимое дерево славян. Поглядите внимательно, как растут берёзки. Пучками-семейками! А потом семейки разрастаются, и — целая рощица-племя. А рощицы уже сливаются в целый лес-страну.
Алтай — замечтательный край для человекофобов. Каждый год в местные деревни прибывают со всех уголков России мизантропы, которым осточертели суета, телевизор и Интернет. Одна из таких деревень в народе зовётся Городом Мастеров. Здесь поселились художники, писатели, резчики по дереву, берестяных дел мастера, кузнецы-умельцы, мастерицы по вышивкам. В городе Мастеров есть даже свой собственный театр. И в нём не часто, но проходят спектакли и концерты местной, а также заезжей самодеятельности. А дискотека, чтобы в деревне не нарушалось душевное «Беловодье» творческих человекофобов, вынесена на берег реки. Среди круч и порогов Катуни она кажется с другого берега беседкой для чаепития. Да и децибелы разжижаются просторами и не тревожат мирное недецибельное коренное алтайское население.
Нигде в России я не встречал таких патриотических названий и вывесок, как на Алтае: «Мария — РА», мини-маркет «Подсолнух», база отдыха «Топлес» Жива ещё наша славянская душа! И ведь все эти названия не вычислены маркетологами, а подсказаны чуйкой, сердцем, душой… Зато заманухами работают не хуже, чем иностранные бренды.
Но форматным столичным маркетологам это пока невдомёк.
В рестораны Сибири проникла столичная зараза, которая отшибает память у местных рестораторов о нашей родной еде.
Даже в придорожных забегаловках сплошные салаты «Цезарь» и «Греческие». Ощущение, что Сибирь, и та, «огречилась» и «орамеилась».
— Скажите, а у вас из собственной сибирской еды ничего нет? — спрашиваю у официантки.
— Есть. Равиоли.
— Ваши, сибирские?
— Да, конечно. Ещё есть тартар из салмона.
— А драников из потато у вас нет?
Эх, и в тайге хочется провести субботник! А ещё я бы призвал всех голосовать только за того, кто пообещает изменить реформу образования. Ведь без образования никому не найти пути в Беловодье.
Однажды утром, будучи в Гималаях, я подошёл к трём гималайцам — курили у костра, судя по всему, анашу. Спросил:
— Где тут у вас Шамбала?
Старшой от такого вопроса затянулся поглубже, потом на ломаном английском ответил коротко, как и подобает всем гималайским мудрякам:
— Шамбала — в душе у каждого!
— Это такая сказочная страна. — пояснил мне, глупому европейцу, тот, что помоложе.
Потом они посовещались о чём-то и старшой спросил:
— Ты из Европы?
— Ну да, в какой-то степени…
— Тогда мы поняли, что тебе надо. Смотри, вон туда иди, прямо… За камнем направо, пятьсот метров — там Шамбала!
Я пошёл. И правда! За камнем, смотрю, деревянная стрелочка-указатель. На ней ясно по-английски написано «Шамбала. 500 метров».
И точно — ровно через пятьсот метров ресторан. Называется «Шамбала». Я сфотографировал. Хотел разослать всем, кто ищет Шамбалу и раскручивает на это дело спонсорьё. И что вы думаете? Фотка не получилась! Одно светлое пятно. Со святым словом не шутят.
Слава Богу, на Алтае не додумались открыть ресторан «Беловодье». Ведь Беловодье — прав старшой гималаец — должно быть в душе, и за деньги его никак не приобрести…