Место для рекламы

«Самое страшное для меня — это если что-то случится с родными. Я не смог бы жить без своей семьи». Александр Дедюшко

«Хотелось бы оставить какой-то след в истории театра, кино, телевидения…»
Александр Дедюшко, ноябрь 2006 года

Александр Дедюшко родился 20 мая 1962 года в белорусском городе Волковыске.

Его мама работала продавцом, и растила Александра с его старшим братом одна. Позже о своем детстве Александр рассказывал: «Я один рос, без отца. А был я шустрым мальчиком, непоседливым. И бывали такие моменты, когда мама говорила: „Вот будешь, как твой отец, и ничего в жизни не добьешься“. Папа у меня выпивать любил. И поэтому мама иногда корила меня за фамилию: „Вырастешь и будешь такой же, как Дедюшко“. А у мамы фамилия Чарковская — более звучная и благородная, чем моя. Но я не знаю, почему тогда ее не поменял, а сейчас тем более этого делать не хочу».

Во время учебы в школе Александр участвовал в выступлении школьных танцевальных ансамблей, во время капустников прекрасно читал стихи. Кроме того, в школе он много внимания уделял физической подготовке, Александр любил играть в футбол, выступал за школу буквально по всем видам спорта, и после ее окончания принял решение поступать на актерский факультет. Позже он рассказывал: «Живя в провинции в простой семье, невозможно представить себя кинозвездой. Но подспудно какая-то тяга к лицедейству во мне, наверное, существовала. А поскольку я был мальчиком очень шустрым, подвижным, мама отдала меня в хореографический кружок, где я исполнял всевозможные пляски народов СССР. Но еще больше я в те годы увлекался спортом. Зимой участвовал практически во всех школьных и районных соревнованиях. А летом буквально не расставался с лошадьми. С шести лет мама отправляла меня на летние каникулы в деревню — сажала одного на поезд, и я ехал к родственникам. Там и отдыхал, и работал. Каждое утро деревенские мужики собирались у конюшни. Потом приходил бригадир и раздавал задания — и взрослым, и нам, пацанам. Мы косили сено, складывали скирды, пололи свеклу, пасли коров, за что нам даже немного платили. Но больше всего мне нравилось заниматься с лошадьми. Поначалу деревенские ребята решили проверить меня, городского, „на вшивость“: посадили на коня (естественно, без седла), а потом дали ему вожжами по крупу. Конь сразу в галоп, но я все-таки смог удержаться… В общем, если вернуться к своим спортивным пристрастиям, то мне так нравилось заниматься любыми видами спорта, что после 8-го класса я пошел поступать в физкультурный техникум в городе Гродно. Друг поступал на отделение ручного мяча, а я увязался с ним за компанию. Самое смешное, что именно в ручной мяч я до этого ни разу не играл. Но экзамен по специальности все-таки сдал и поступил. А вскоре бросил это дело и вернулся в свой Волковыск, потому что не смог расстаться с классом, с друзьями. К тому же тогда я уже начал всерьез мечтать о театральном образовании. И потом я в школе участвовал в школьном драмкружке. Мы ставили отрывок из „Войны и мира“, и я играл Болконского».

После окончания школы Дедюшко приехал в Москву, но в первое лето после завершения учебы в школе не успел подать документы в театральный институт, и год поработал автослесарем. Одноклассник Дедюшко Юрий Кукса рассказывал: «Я его в детстве хорошо знал — жили в одном дворе, играли в футбол. Он всегда старался быть первым. Как сейчас помню тот день, когда мы гоняли с ним на великах и доехали до небольшой горы в нашем городе. Санек мне предложил съехать с этой горы. Я тогда спасовал, а он лихо скатился вниз. У свидетелей этой сцены просто дыхание перехватило. А он стоит внизу, счастливо смеется и кричит мне: „Это же так здорово. Дерзай!“. Он всю свою жизнь только и делал, что дерзал. Детство у него тяжелым было: рос без отца. Матери очень непросто приходилось их с братом поднимать, она продавцом работала, жили небогато, но он никогда о заботах своих не рассказывал, а во всем помогал маме. Летом, когда у нас начинались каникулы, для него наступало время подработок. Он не мог даже в Москву сразу после школы ехать поступать. Денег не было. Саша остался в нашем городе и устроился работать автослесарем, чтобы скопить на дорогу и маме денежек оставить».

В следующем году Дедюшко продолжил попытки поступить на актерский факультет, но ему опять не удалось это сделать из-за переносов экзаменов во время проведения в Москве Олимпиады. Потом Александр был призван на три года в балтийский флот, о службе в котором Александр рассказывал: «Я отправился служить на Балтийский флот — на три года. Во время службы и в ансамбле песни и пляски танцевал, и начальника тыла на машине возил, и на корабле ходил — правда, не боевом. Мы ремонтировали толстые кабели, которые лежат на дне морском. Однажды тянули связь из Лиепаи в Юрмалу. Подошли поближе к берегу и обнаружили, что стоим как раз напротив нудистского пляжа. Мы вооружились биноклями. Правда, когда доплыли на лодках до пляжа, выяснилось, к нашему величайшему разочарованию, что там загорали только мужчины, которые, кстати, хоть и без плавок, помогли нам найти в песке порванный кабель… Тогда на службе я впервые в жизни увидел море, и это произвело на меня такое колоссальное впечатление, что я даже решил пойти в мореходку. Но, демобилизовавшись, передумал».

После демобилизации Александр Дедюшко снова приехал в Москву, дважды срезался на экзаменах в московские актерские вузы, после чего устроился физоргом на завод ЗИЛ, а на следующее лето уехал в Горький, где поступил в театральное училище. Позже в интервью он рассказывал: «В Москве, до того как поехать в Горький, я работал на ЗИЛе освобожденным физоргом. Занимался спортивно-массовой работой одного из цехов. За год вывел цех с 12-го на 3-е место. Но платить мне почему-то стали меньше. Перешел работать водителем в автоцех, ездил на „каблучке“. Возил в типографию „Правды“ печатать газету „Московский автозаводец“. Подрабатывал у магазина — развозил на своем „каблучке“ покупателям цветные телевизоры. Потом пробовал поступать в несколько московских театральных училищ, но никуда не прошел. Попал в агиттеатр в одном из домов культуры. Руководитель этого театра посоветовала мне ехать поступать в город Горький. Там очень хорошая театральная школа, оттуда вышли, например, Евстигнеев и Панкратов-Черный».

Дедюшко учился на курсе народного артиста России главного режиссера горьковского театра «Комедiя» Семена Лермана. Во время учебы он сыграл роль комического старика в «Кьоджинских перепалках» Гольдони в постановке Лермана. Также он сыграл роль доктора Леща в «Последних» по пьесе Горького в постановке педагога театрального училища Ривы Левите. «Это совершенно отвратительный, никому не симпатичный герой, и Саше, такому любящему и серьезному, роль давалась непросто, — вспоминала Рива Яковлевна. — Мы были уверены, что Саша — характерный актер, для того чтобы быть героем, ему немножко не хватало заразительности, мужской привлекательности. К его великой чести, он сумел преодолеть себя, занимался очень серьезно, вырос нравственно и духовно. Все, чего достиг в профессии, он добился собственным трудом».

Об Александре Дедюшко поделилась своими воспоминаниями и директор театрального училища Татьяна Цыганкова: «Саша был человек из народа, с хорошей нравственной закваской. Он пришёл в училище после армии. Мне кажется, служба на него повлияла отрицательно. Конечно, она дала ему жизненный опыт. Но Саша был безумно зажат. Преподаватели измучились, освобождая его из „скорлупы“. Но даже, несмотря на зажатость, на экзаменах было видно, что парень способный. Дедюшко был старше своих однокашников, поэтому всё понимал, помогал в решении любых конфликтов. Мы садились в моём кабинете друг напротив друга и обсуждали. Я с Сашей советовалась как с взрослым человеком. Он мне говорил правду, я ему. И вместе мы вырабатывали общую тактику. В плане актёрского мастерства Александр не сразу раскрылся. Тех, кто пришёл к нам из школы, учить проще. Я наблюдала, как Саша всеми силами старался выбиться. Что он над собой творил и сколько он работал! Саша вкалывал как зверь. И когда он уже оканчивал училище, мы видели, что его усилия дали результаты. Перед нами выступал уже сформировавшийся артист. По окончании училища Саша уехал работать в областной драматический театр Владимира. В Горьком не удалось остаться — у нас даже Евстигнеева не взяли в местный театр! Но, видимо, работа во Владимире его не удовлетворила — ролей было не очень много. И Саша уехал в Москву. Мы с ним регулярно встречались в столице — я часто там бываю — когда он в прямом смысле мыкался. При встречах долго разговаривали. Он делился своими невзгодами: работы нет, жилья нет. Но он всё время повторял: — Татьяна Васильевна, вот увидите, я добьюсь! Я хожу в тренажёрный зал, работаю над собой, занимаюсь самообразованием».

В студенческие времена Дедюшко продолжал увлекаться физическими тренировками. Преподаватель акробатики Нижегородского театрального училища Валентина Дудукина вспоминала: «В то время, когда он учился, мы снимали тренажерный зал для занятий на стадионе „Водник“. И Саша уже тогда очень много внимания уделял культуре своего тела, мог часами заниматься, всегда очень внимательно прислушивался к рекомендациям на этот счет».

Когда Александр Дедюшко сдавал документы в горьковской училище, он познакомился с Людмилой Томилиной, которая, будучи студенткой училища, работала в приемной комиссии. Позже Александр долго добивался благосклонности девушки. «Он меня выходил», — признавалась потом Томилина. Сам Дедюшко рассказывал: «Какая это была девушка! Жгучая брюнетка с голливудской улыбкой… У нее имелись поклонники почище меня, но я отбил».

Через год они сыграли свадьбу, и вскоре их семейную жизнь ожидало первое испытание. Александр продолжал учиться, а Людмила окончила училище, и нашла работу в Ярославле. Они стали жить в разных городах и надеялись, что после окончания училища Александр тоже получит работу в этом театре, но этого не случилось. Дедюшко после окончания училища полгода отработал в минском театре, а потом поехал во Владимир, чтобы быть поближе к жене. Во владимирском театре Александр играл шесть сезонов, у него было больше половины главных ролей.

Заведующая литературным отделом Владимирского театра Татьяна Лаврова вспоминала: «Александр был на сцене весьма пластичен, но иногда чувствовал себя скованно и не в полной мере энергетически и эмоционально взаимодействовал с залом. Несмотря на это, он блестяще справлялся со своими ролями, особенно с последней — ролью Ричарда „Львиное сердце“ в спектакле „Лев зимой“. Александр настолько блистательно сыграл ее, что другого актера, заменившего его в постановке, зритель не принял. А, вообще, Александра больше можно назвать актером кино, чем театра. Человеком он был замкнутым и каждую свободную минуту старался что-нибудь „тягать“, накачивая свою атлетическую фигуру».

Во время работы во Владимире Александр Дедюшко жил в коммунальной квартире, где его соседкой была актриса Галина Фатхутдинова. Позже она рассказывала: «Сашка был порядочным человеком, очень самостоятельным: сам готовил, сам убирался. В хрущевской трешке мы с мужем и дочерью занимали две комнаты, а он одну (около 12 квадратных метров). В одной квартире мы прожили три года, а когда он переехал в Москву, свою комнату он продал нам. Я ему очень благодарна, он был очень хорошим человеком, никогда не подводил, всегда был готов прийти на помощь, он был человек слова. Каждый день он начинал с зарядки, а в театре на Малой сцене соорудил себе тренажер, и после репетиции, когда другие актеры бежали домой, он оставался в театре и по несколько часов занимался на самодельном снаряде. А в гримерке у него были маленькие гантели».

Тем временем в течение пятилетней раздельной семейной жизни у Александра и Людмилы родилась дочь, которую они назвали Ксенией. Ей было 9 месяцев, когда Александр во время очередного приезда к жене признался, что полюбил другую женщину. Эти отношения Александра были недолгими, но брак с Людмилой такого испытания не выдержал. Александр и Людмила после расставания остались друзьями, и когда Людмила вышла замуж второй раз, Дедюшко по-прежнему часто приезжал в Ярославль, и старался проводить время с дочерью. В интервью Дедюшко рассказывал: «Мы оканчивали разные курсы, работать отправились в разные города. Постоянные разлуки, жизнь на колесах — вот мы и развелись. При этом у меня хорошие отношения и с бывшей супругой, и с ее новым мужем, и, конечно, с дочкой».

Так как заработка от службы в театре Александру хватало далеко не всегда, в конце 1990-х годов Дедюшко параллельно с работой в театре находил себе подработки. Позже он рассказывал: «Коммерцией я занялся еще в начале 1990-х во Владимире. Зарплаты перестало хватать, и пришлось устроиться в фирму по купле-продаже, которая базировалась прямо у нас в театре. Было очень удобно: отрепетировал и спустился в офис. Еще в Москву ездил, товар там закупал. Когда родителей в Белоруссии навещал, то оттуда тоже вещи привозил, а потом раздавал по владимирским магазинам. Так что какие-то деньги зарабатывал».

В 33 года Александр Дедюшко вновь приехал покорять столицу. «Сашка уехал в Москву не на заработки, он жаждал работать, он был предан сцене. В нашем театре тогда было мало спектаклей, ему их не хватало, порой он делал заявки на несколько ролей», — вспоминала Галина Фатхутдинова. Дедюшко устроился во МХАТ Олега Ефремова, но играл лишь второстепенные роли. Об этом периоде своей жизни в интервью Александр Дедюшко рассказывал: «Сначала я по своей провинциальной наивности показывал роли для второго состава в некоторых театрах. Коллеги признавались, что показы были удачными. Но по разным причинам мне отказывали. В итоге я понял, что в столице не любят раздражать прим даже видимостью конкуренции. Во МХАТе у Олега Ефремова восемь месяцев репетировали спектакль по пьесе Вампилова, но постановка так и не состоялась». В итоге Дедюшко проработал во МХАТе два сезона, после чего мне завтруппой ему сказала, что не видит перспектив в совместной работе.

Александр оказался без работы, но верил, что его актерская карьера обязательно продолжится. Эту веру в нем поддерживала вторая супруга Светлана Чернышкова.

Дедюшко продолжил свои занятия спортом — он занимался борьбой, боксом, фехтованием, восточными единоборствами и джигитовкой на лошадях.

Дедюшко рассказывал: «Я всегда был очень спортивный, дзюдо занимался серьезнее других видов спорта и рельеф тела был, но как следует я занялся своим телом уже во владимирском театре, там была пьеса, где мне пришлось играть обнаженным по пояс. Тут-то я и начал ходить в спортзал. Я на репетиции приседал с актрисой на плечах, как того требовала роль. И получил смещение позвоночника. Но тренироваться не перестал, конечно… По-моему, любой профессионал нашего дела понимает, что для артиста тело — рабочий инструмент, который надо держать в порядке. Для этого не обязательно ходить в спортзалы. У меня, например, дома тренажер стоит».

Также Дедюшко занимался вокалом и игрой гитаре. Потом Александр начал сниматься в рекламных роликах и телевизионной массовке.

Благодаря заработкам от съемки в рекламе и корейском сериале Александру удалось купить комнату в коммунальной квартире. Вскоре ему была доверена эпизодическая роль начальника патруля в армейской комедии «ДМБ», с которой актер прекрасно справился.

Позже последовала первая серьезная роль в сериале «Директория смерти». В конце 1990-х годов на российском телевидении началось время сериалов про силовые структуры, и фактура Александра Дедюшко пришлась, как никогда кстати.

Звёздным часом Александра стала роль в сериале «Оперативный псевдоним». В интервью Александр рассказывал: «В тот период у меня не было интересной работы ни в театре, ни в кино — только в рекламе снимался, где использовалась в основном моя спортивная фигура, да эпизоды в боевиках и фал. А ведь мне было уже почти сорок лет. И вот меня пригласили в „Оперативный псевдоним“ — опять же на маленькую роль какого-то боевика. Прочитав сценарий, я как-то сразу стал думать о главной роли — ну, мой это герой! Мне безумно захотелось сыграть его. Поэтому как только я встретился с Игорем Талпой, то, набравшись смелости, тут же предложил: „А может, мне главную роль сыграть? Я смогу!“ Очевидно, такая напористость чем-то понравилась режиссеру, и меня пригласили на пробы. Кстати, там я должен был представить моего персонажа в бомжеватом виде, да к тому же пьяного. Я даже несколько дней не брился, чтобы лучше войти в образ. И вошел-таки — меня утвердили».

Далее Дедюшко снялся в проектах «Сармат», «Парни из стали», «Псевдоним албанец», «Я сыщик» и других сериалах. Александр раз за разом успешно создавал на экране образы сильных, волевых людей, потому что и сам был таким. Внешне он не производил впечатления супермена, но, по утверждению исполнительного продюсера сериала «Оперативный псевдоним» Георгия Юлбашева, Александр был одним из немногих российских актеров, способных выполнять сложные трюки без дублера.

Благодаря хорошей подготовке многие трюки в сериале «Оперативный псевдоним» Александр Дедюшко исполнил сам. После того, как ему пришлось выскочить из-под несущейся на огромной скорости машины, актер в интервью рассказывал: «Самым неприятным для меня в этом эпизоде были не наезжающие колеса, а кучи мусора, в которые я падал, — дело-то происходило на стройке, и после каждого дубля я был весь в алебастре. Но сердобольные граждане, стоявшие возле съемочной площадки, всерьез за меня переживали и возмущались: «Разъездились тут, чуть не задавили человека». Так же эмоционально на опасные трюки Дедюшко позже реагировал его сын Дима. Когда мальчик видел на экране, что у папы нога застряла между сходящимися на стрелке рельсами, а поезд уже был совсем близко, он мог разрыдаться. Зато когда Александр боролся с врагами, Дима гладил экран и говорил: «Папа молодец!». Такая способность верить в реальность происходящего на экране Дмитрию передалась от отца: тот в детстве тоже плакал навзрыд, когда на экране убивали героя Урбанского в фильме «Коммунист».

Во втором браке с актрисой Светланой Чернышковой Александр Дедюшко был по-настоящему счастлив. Он познакомился со Светланой во Владимирском театре, куда приехал к друзьям на Новый год. Актриса Светлана Чернышкова оказалась там после окончания Красноярского института культуры. Дедюшко рассказывал: «Я уже перебрался в Москву, но Новый, 1997 год поехал встречать к друзьям в общежитие во Владимир, где я несколько лет отработал в местном театре. А Света жила в соседней комнате. Она мне понравилась с первого взгляда — стройная красавица с детской улыбкой. С той новогодней ночи все и началось».

Позже Светлана Чернышкова рассказывала о своем знакомстве с Дедюшко: «Сейчас смешно вспоминать, но когда куранты пробили двенадцать, я загадала Деду Морозу послать мне верного и надежного парня. После этого с подружками отправились к друзьям из соседней комнаты в актерском общежитии. Зашла и увидела Сашу. И сказала про себя: «Спасибо, Дедушка Мороз». Свадьба у Светланы и Александра была сыграна необычная. Света ждала ребенка, и Александр решил оформить их отношения. Но ни в Москве, ни во Владимире работники загсов не захотели ускорить регистрацию брака, и тогда актерская семья отправилась ставить штамп в своих паспортах в отдаленный сельсовет Владимирской области, причем на попутном «КамАЗе», где в течение часа уладила все формальности.

Вместе Александр и Светлана прожили восемь счастливых лет. В интервью они признавались, что ничего специального для сохранения семьи не делали — просто жили друг для друга и для их общего сына Димы. После рождения Дмитрия его старшая сестра Ксения часто бывала в гостях в новой семье отца. Дима любил старшую сестру и был настоящим представителем актерской династии. Он снялся в нескольких рекламных роликах, и Александр рассказывал о своем сыне: «Димка очень серьезно относится к съемке. И хотя иногда позволяет себе немного покапризничать на съемочной площадке — в основном понимает, что это не игра, а настоящая работа, что от него очень многое зависит. И совсем уж важным себя чувствует, когда получает заработанные деньги. Отдают прямо в его руки. И только потом он передает «зарплату» мне или маме».

Несмотря на то, что Александр был очень востребован в своей профессии, главным делом в своей жизни он считал воспитание ребенка. Светлана Чернышкова рассказывала: «Мы с Сашей отдаем себе отчет, что с тех пор как стали родителями, наша жизнь должна быть подчинена интересам ребенка. Поэтому стараемся сделать все возможное, чтобы Дима всегда был рядом с нами. С шести месяцев он путешествовал с нами в специальной корзинке. Мы ездили к Сашиной маме в Белоруссию и даже в Забайкалье к бабушке летали. Дима — настоящий путешественник».

В 2006 году Александр Дедюшко принял участие в проекте «Танцы со звездами». Об этой работе на телевидении он рассказывал: «Позвонили с канала, пригласили — не знаю, честно говоря, по каким причинам. Сомнения, конечно, были. Я здесь занимаюсь непривычным для себя делом, скорее даже совсем неизвестным. В свое время я занимался народным танцем, но это было сто лет назад, в детстве. Ничего общего с бальными танцами — совсем другие движения, совсем другая специфика. Колоссальное отличие. Конечно, и там, и там должен быть какой-то тонус, определенная осанка, но так как все это было давным-давно, растерял я уже всю осанку. Сейчас разучивание танцевальных па дается совсем не просто. В первом туре танцевали ча-ча-ча, сейчас разучиваем квикстеп, дальше, если пройдем, конечно, будет румба, джайв, танго, самба. Репетиции начались с сентября. И поскольку наша цель не клубная самодеятельность, а все-таки по телевизору покажут на всю страну, приходится встречаться ежедневно и часа по четыре тренироваться. Конечно, большей частью страдает семья. Есть ведь еще другие съемки, кино… Так что уезжаешь из дома рано утром, а возвращаешься поздно вечером, когда ребенок уже спит».

В том же 2006 году Александр попробовал свои силы в качестве телевизионного ведущего в программе «Улица твоей судьбы» на канале «ТВ Центр». В этой передаче Дедюшко рассказывал о неизвестных героях, многие из которых нуждались в помощи: «Тема забытых обществом героев действительно меня волнует. Трудно примириться с тем, что в России XXI века в мирное время молодые ребята погибают, становятся калеками, и о них мало кто помнит и заботится. Ничего не делается, чтобы вернуть их в нормальную жизнь. Хотя применительно к искалеченному парню трудно говорить о нормальной жизни, но, по крайней мере, нужно стараться адаптировать его к новым условиям. Пока что мы видим, как государство использует этих ребят, а потом забывает о них. Я как-то был в госпитале Бурденко у ребят, которые вернулись из Чечни без рук, без ног. Слушал рассказы родителей о том, что у них нет средств на протезы, на психологическую реабилитацию. Последнее даже более важно. С физическими недостатками еще как-то можно справиться. Но для того чтобы человек продолжал чувствовать себя гражданином, делать что-то для себя и других, ему необходима профессиональная помощь, совершенно невозможная без государственной поддержки. Мне представляется, что главная цель программы — убедить в этом государство, сдвинуть с мертвой точки его отношение к таким людям. Чтобы общество и власть имущие как можно больше узнали о них. Чтобы не бросали своих. У меня был друг детства, который во многом напоминает героев программы. Мы вместе выросли в нашем родном городе Волковыске Гродненской области Белоруссии. Вместе призывались в армию в 1980 году. Я попал во флот, он — в Афганистан. В 21 год он вернулся на родину с седой головой. Не любил рассказывать о службе, но было понятно, что ему пришлось немало увидеть. К сожалению, он уже умер».

В 2007 году совместной работой всей семьи Дедюшко стали съемки в проекте «Вечерняя сказка», в котором Александр Дедюшко сыграл роль отца-одиночки, Дима Дедюшко сыграл роль его сына, а Светлана Чернышкова исполнила роль подруги жены.

Последней работой Александра Дедюшко в кино стала роль в сериале «Псевдоним «Албанец» — 2». Режиссер картины Юрий Павлов рассказывал: «С Сашей Дедюшко я до «Албанца-2» лично знаком не был. А внимание я на него обратил, посмотрев сериал «Оперативный псевдоним». Для Саши это был прорыв, потому что именно тогда он появился как совершенно неожиданный актер со своей харизмой и загадкой. Конечно, тут Саше очень повезло, потому что он попал в руки очень профессионального режиссера Игоря Талпы. Все дальнейшие работы Дедюшко мне нравились меньше, потому что они по сути эксплуатировали его физические данные и не более того. Когда меня попросили снимать «Псевдоним «Албанец"-2», я согласился, потому что мне понравилась история. Мне показалось, что из нее можно сделать настоящее жанровое кино, такой приключенческий кинороман в духе «Трех мушкетеров». Саша Дедюшко в нем должен был стать «русским Джеймсом Бондом» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, у него есть сцены экшна, но есть и комедийные эпизоды — например, в одной из серий он переодевается в грузина (надо сказать, что акцент, усы, кепка и накладное брюшко ему удивительно шли), — и героические моменты, и лирические. У нас на съемках Дедюшко впервые запел. Причем сделал это так талантливо, что я попросил нашего композитора специально для Дедюшко сочинить песню. К сожалению, ее он исполнить уже не успел. Не успел он и станцевать танго. Мы решили процитировать знаменитый эпизод из бондианы, где Шон Коннери и Ким Бэсингер танцуют танго, и Саша страшно по этому поводу воодушевился. Он же участвовал в проекте «Танцы со звездами», так он принес на площадку записи выступлений, стал нам показывать какие-то движения… Вообще для Дедюшко «Албанец-2» должен был стать новой ступенькой в карьере, потому что эта роль давала его таланту раскрыться с совершенно новых сторон».

За неделю до трагедии на сцене театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Сыновья его любовницы». Эта работа стала последней для Александра Дедюшко. Он сыграл в этом спектакле 27 октября 2007 года роль яркого итальянца Роберто. Позже его коллеги по спектаклю рассказывали: «Саша с интересом взялся за новую работу — ему очень не хотелось, чтобы его Роберто сравнивали с работой Мастрояни. Он искал свой образ, свой стиль, он строил собственный характер своего нового героя. Он очень спешил жить… Его не было на репетиции, потому что он должен был быть на съемках нового фильма. Его не было на съемках, потому что нужно было успеть на репетицию. Он появлялся в репетиционном зале и все время что-то предлагал, предлагал…, словно оправдываясь за свое отсутствие. Саша рос в своей роли, а вместе с ним рос и наш спектакль. Два месяца напряженной работы всей команды и вот премьера! 27 октября на вахтанговской сцене он был блестящим! Он был гармоничен во всем. Он сделал своего Роберто! И на поклоны на сцену выбежал восьмилетний мальчик — Сашин сын, который в зрительном зале очень переживал за папу. Это был счастливый вечер. Мы все радовались и Саша вместе с нами. Он очень спешил жить… Даже на премьерном банкете он очень торопился — боялся опоздать на поезд в Питер, а дальше в Выборг на съемки. Мы все пожелали ему хорошей дороги. Никто из нас и подумать не мог, что мы видим его в последний раз».

3 ноября 2007 года Александр Дедюшко с женой и сыном Дмитрием возвращался из Нижнего Новгорода на автомобиле в Москву. Дедюшко торопился в Москву, чтобы встретить мать и двоюродную сестру. На 109-м километре в Петушинском районе Владимирской области автомобиль Александра по неизвестной причине выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовиком «Скания». По словам водителя грузового автомобиля «Сканиа» Анатолия Тутуркина, автомобиль Дедюшко появился перед его машиной внезапно, метров за 15. В последний момент Александр попытался увести машину в кювет, и удар грузовика пришелся в правую сторону легкового автомобиля — туда, где сидела жена актера. Автомобиль актера сразу получил огромные повреждения, по инерции съехал на обочину и загорелся. Дедюшко с супругой погибли на месте, а их сын Дмитрий был жив около сорока минут после аварии. Он скончался через пять минут после того, как медики прибыли к месту катастрофы.

Пока сотрудники милиции пытались установить личности погибших в аварии, мать и двоюродная сестра Александра Дедюшко стояли на перроне одного из московских вокзалов. «Мы просидели на вокзале несколько часов, — позже рассказывала приехавшая из Белоруссии двоюродная сестра актера Лариса. — Ждали Сашу, который должен был нас забрать. Сами мы доехать не могли, потому что не знали его адреса. Но дождаться его нам уже было не суждено…». Оперативники почти три часа пытались установить личности погибших водителя и пассажиров «Тойоты-пикник». В автомобиле, превратившемся в груду искореженного железа, было невозможно найти хоть какие-то документы. Опознать Александра, Светлану и Диму Дедюшко помог телефон Димы, чудом уцелевший в разбитом салоне машины. «Тело Саши было очень сильно изуродовано, узнать его было просто невозможно, — рассказала Лариса. — Лишь когда нашелся мобильник, спасатели стали звонить по записанным в нем номерам наших родственников».

Актриса Марина Дюжева, игравшая вместе с Александром Дедюшко в антрепризном спектакле «Пять вечеров», рассказывала: «Сашка был человеком такой жажды жизни. У него глаза горели, потому что он жить-то начал в 40 лет, а ушел в 45. он хватался за все. Мы познакомились, когда он приезжал на «Дружную семейку», которую снимали в Одессе. Появляется качок маленького роста. Ко мне режиссер подходит: «Маша, кого опять прислали?! У нас же комедия!». На съемках используешь любую возможность свалить из павильона, в котором живешь 12 часов в сутки, но, когда Сашка начал играть, мы смотрели, как Сашка работает. Это было смешно так, что все в него влюбились. Второй раз я испытала изумление, когда он пришел на читку «Пяти вечеров». Другой актер должен был играть Ильина. И вдруг Дедюшко. Он весь свой юмор вложил в эту роль. В зале так смеялись и так плакали. И я не знаю, кто теперь может играть Ильина. Сашина смерть — потеря чудовищная».

7 ноября москвичи простились с Александром Дедюшко и его семьей в Белом зале Дома кино. Проводить семью в последний путь пришли многие актеры и режиссеры, среди которых был Михаил Пореченков.

«Я не был лично знаком с Сашей, — признался Михаил, стоя перед единственным открытым гробом, в котором лежал сын Дедюшко Дима. — Я хорошо знал его сына. В прошлом году мы с ним завершили съемки в одной картине, которая называется «Идеальный папа». Так получилось, что в кино Дима был моим сыном. Сегодня я пришел сюда, чтобы проводить своего «сына» в последний путь. Наверное, это самое ужасное, что может ожидать человека в жизни — увидеть гибель собственных детей».

Рассказал свои воспоминания о коллеге по фильмам и актер Анатолий Журавлев: «Однажды мы снимали эпизод в Узбекистане в горах во время проливного дождя. Ребята несли на носилках своего раненного товарища. Прошел час или два часа. Я смотрю, ребята начали друг друга подменять. Не менялся только Саша. Все уже устали, мрачные, начали недовольно поругиваться, а в глазах Саши — внутренняя улыбка. Он человек, который не сдается. Саша был готов нести носилки хоть пять, хоть десять часов. Таким же героем стал бы и его сын Дима. Если бы он не был актером, он бы мог быть водителем. У него большой стаж. Он водил машину идеально. Что там могло произойти, одному Богу известно».

Александр Дедюшко и его семья были похоронены на Троекуровском кладбище в Москве.

В родном городе Александра Волковыске в 2010 году было инициировано создание экспозиции об актёре в музее боевой славы на базе гимназии, в которой учился Александр. Мама Александра Дедюшко отдала почти все фотографии и вещи сына в этот музей, а в 2011 году Волковысский исполнительный комитет начал сбор помощи у предприятий района на создание экспозиции, посвященной Александру Дедюшко.

Об Александре Дедюшко был снят документальный фильм «На красный свет». Создатели фильма работали в Москве и Московской области, а также в Беларуси. С ними сотрудничали друзья и коллеги Дедюшко по театру и телевидению Анатолий Журавлев, Сергей Виноградов, Лиана Шакурова, Катя Стриженова, партнеры его сына Димы по съемкам в фильмах «Вечерняя сказка» и «Реальный папа» Регина Мянник и Михаил Пореченков, мама Елена Владимировна и друг детства Геннадий Парфенюк.

Текст подготовил Андрей Гончаров

chtoby-pomnili.net/page.php?id=1200

Опубликовала    29 апр 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Памяти Брюса Ли

Кулак легенды, сто сломив преград,
Сотни наград собрал за срок короткий.
Быстрее был чем ливень или град
И нрав имел то вспыльчивый, то кроткий.

Опередил и времени поток,
Он бил как ток — сквозь сердце пропуская,
Всех чувств и мыслей, силы всей моток,
Момента ни на миг не упуская.

У края он, стоявший и не раз,
Держался фраз, был человеком слова.
Для многих его путь теперь основа,
Для многих он ещё живёт в сердцах…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныРезниченко Максим  10 ноя 2014

Мы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСаша Иванова  12 июн 2016

"К сожалению, время очень быстро прожито. Обрываются корни, которые держат нас. А когда все отомрут - падает человек. И вот чувствуешь, как ты начинаешь качаться уже. Нету моих друзей, с которыми я работал, дружил и делал фильмы. Дай Бог, чтобы они пожили, эти фильмы, и люди получали радость от искусства, от жизни, а не только от долларов." Вячеслав Тихонов.

Актёр особого обаяния, человек сдержанный, размышляющий и глубоко сомневающийся — Тихонов Вячеслав Васильевич

Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде в Московской области.
Его отец Василий Тихонов работал механиком на ткацкой фабрике, а мама Валентина Тихонова работала воспитателем в детском саду. Вячеслав Тихонов провел свое детство среди рабочей молодежи и ничем не отличался от других мальчишек тех лет, проводивших большую часть своего времени на улице.

В 1941 году…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  28 апр 2020