Прекрасная дочь конюха, Джейн Берден, стала любимой музой английских художников — прерафаэлитов. К тому же ее нестандартная внешность — аристократическая бледность и золотые каштановые волосы — проложили путь к новым стандартам красоты той эпохи. Поскольку прерафаэлиты с удовольствием переносили ее волшебную красоту на свои полотна, внешность Джейн проложила путь к новому стандарту красоты. Россетти удалось мастерски запечатлеть ее сдержанный характер в своих письменных и художественных произведениях.
Кем была Джейн Берден?
История Джейн Берден, прекрасной дочери конюха, которая фигурировала во многих всемирно известных картинах, действительно захватывающая. Джейн Берден родилась в Оксфорде 19 октября 1839 года. Ее отец — Роберт Берден — был конюхом, а мать, Энн Мейзи, прачкой. Ее мать была неграмотна и приехала в Оксфорд для работы домашней прислугой. О детстве Джейн известно немного, но известно, что ее семья была бедна и обездоленна. Кажется, не слишком удачная родословная для успешных перспектив в будущем. Тихая по натуре Джейн имела такое же скромное происхождение. Однако, в одном Джейн повезло однозначно — она обладала сказочной красотой. Нетрадиционная внешность выгодно выделяла ее — длинное бледное лицо с массой каштановых волос. Она представляла красоту, альтернативную традиционным, златоволосым и розовощеким девушкам эпохи.
Знакомство с прерафаэлитами
Однажды вечером, осенью 1857 года, сидя со своей младшей сестрой Элизабет (Бесси) в аудитории импровизированного театра Друри Лейн в Оксфорде, 17-летняя Джейн Берден была замечена Россетти и Эдвардом Берн-Джонсом, членами Братства прерафаэлитов Они были просто поражены ее красотой! Россетти всегда охотился за «ошеломляющими» девушками, чтобы использовать их в качестве моделей для своих полотен. Он решил, что эта знойная молодая женщина станет идеальной королевой прерафаэлитов. Джейн, которая тогда жила со своими родителями и двумя братьями и сестрами в крошечном коттедже за пабом, вскоре позировала в гостиной, где жили Берн-Джонс, Россетти и Уильям Моррис, человек, который к следующей весне будь ее женихом. «Я была для них святой», — вспоминала она о своих ранних днях с прерафаэлитами. Именно первые ее работы в качестве модели для «Гвиневры» и «Прекрасной Изольды» положили начало ее культовой карьере.
Джейн и Моррис
Джейн вышла замуж за Уильяма Морриса, поэта, романиста, переводчика и дизайнера, 26 апреля 1859 года в церкви Святого Михаила в Нортгейте. В браке родились две дочери, Дженни и Мэри. Она не любила Уильяма, но не могла отклонить предложение о браке от такого же жениха. В свои 24 года, унаследовав целое состояние от своего отца, Моррис был очень обеспечен. Внешне он был невысоким, пышным и не очень заботился о личной гигиене. При этом был груб и, конечно, не таким очаровательным, как Россетти. Но Уильям обожал Джейн. В начале их знакомства Уильям написал «Прекрасную Изольду», изобразив Джейн как трагическую артурийскую принцессу. На готовом холстве он написал: «Я не могу рисовать тебя, но я люблю тебя» — застенчивый, милый, романтичный жест. Дело в том, что «Прекрасная Изольда» является единственной масляной картиной, которую Моррис когда-либо писал. В 1871 году Моррис отправился в Исландию. Джейн осталась работать моделью Россетти.
Джейн и Россетти
Джейн, вероятно, была влюблена в Россетти с самого начала знакомства, но он уже был помолвлен с Элизабет Сиддал. А после отъезда Морриса настало время, когда Джейн стала тесно связана с Россетти и стала его любимой музой. Она вдохновила Россетти на написание стихов, а тот демонстрировал свою привязанность к Джейн в своих произведениях. На картинах Россетти изображена Джейн, оказавшаяся в несчастном браке и жаждущая полноценных отношений с ее настоящей любовью. Внебрачная интрижка Джейн и Россетти не скрывалась от Уильяма Морриса, на самом деле она казалась общедоступной.
Работы Россетти
Знаменитое полотно с Берден в роли Прозерпины, богини весны, проданной на Sotheby’s почти за 3,3 миллиона фунтов стерлингов, — вдвое превысила предпродажную оценку. Россетти был бы действительно доволен. Прозерпина, которую он создал в восьми версиях, была его любимым творением, наиболее полной реализацией художественного стремления, вызванного его страстью к Джейн. Россетти писал картины с Джейн вплоть до своей смерти в 1882 году. Россетти писал о ней: «Такая красота, как у нее, гениальна».
Знаменитая муза
Так как в детстве у Джейн не было возможности получить образование, после замужества она всерьез занялась саморазвитием. Ее острый ум позволил ей воссоздать себя. Берден овладела французским и итальянским языками, а также стала опытной пианисткой, имеющей оплот в классической музыке. Берден была известна и своими вышивками, став искусной рукодельницей. Ее манеры стали настолько изощренными, что современники стали называть ее «королевой». Полученные навыки помогли ей свободно общаться в высших кругах. Она стала значительной фигурой в обществах поэтов, политиков и аристократов.
Писатель Генри Джеймс был в восторге от встречи с ней. Она имела свой неповторимый индивидуальный стиль, носила средневековое платье и десятки цепочек с диковинными бусами вместо корсетов и кринолина того времени.
Россетти и его окружение выдвинули идеал женской красоты, полностью противоречащий стандартным вкусам, которые в начале викторианской эпохи предпочитали миниатюрных блондинок с детскими чертами лица и фигурами «песочные часы».
Бледная и чернобровая Джейн, некогда увековеченная Братством, запустила настоящую революцию. Биографы наслаждаются роковыми обстоятельствами того, что она была вырвана из нищеты и стала воплощением прерафаэлитского стиля и одной из самых знаменитых муз всех времен.