Место для рекламы

Как был написан хит группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Утекай"

После весьма неожиданного успеха АГАТЫ КРИСТИ молодому и жутко «прыщавому» российскому шоу-бизнесу было над чем призадуматься. Новому постсоветскому поколению срочно были нужны свои рок-кумиры. Ведь как ни крути, а рок-музыка даже по чисто формальным признакам очень созвучна настроению молодежи с ее бунтарством, с ее желанием шокировать, с ее потребностью в культовых лидерах.

Так или иначе, но многим надоели кабацкие три аккорда с рифмой «вновь-кровь-любовь». В общем «девочка созрела», а в герои ей настойчиво предлагали то Титомира, то Агутина, то Меладзе, то РУКИ ВВЕРХ. Те еще герои… Вот и продолжали многие молодые слушать тех же КИНО, АКВАРИУМ, ДДТ, АЛИСУ, НАУТИЛУС, хотя усталые 40-летние дядьки теперь больше напоминали умудренных учителей жизни, чем собеседников «на равных». Нужен был новый герой, новый «рок-ренессанс»…

Волей судьбы «первопроходцем», пробившим стену отчуждения, стал Илья Лагутенко со своей группой МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Группа, правда, была не слишком новой, появилась она еще в 1983 г. Но, во-первых, появилась она далековато — во Владивостоке, во-вторых, особо о ней никто не знал, и, в-третьих, к 1990-м годам группа практически прекратила свое существование: Илья укатил сначала в Китай, а затем в Лондон.

Однако один из бывших участников ТРОЛЛЕЙ — Леонид Бурлаков — не терял надежды на возрождение. В 1996 году он распродал почти все свое имущество и убедил Лагутенко записать на эти деньги новый альбом. И вот летом-осенью в том же Лондоне два «тролля» с сессионными английскими музыкантами производят на свет альбом «Морская», после чего пытаются протолкнуть его на исторической родине. Сначала и фирмы записи, и радио с ТВ воротили нос от странной группы с невразумительными текстами. Но вскоре ситуация кардинально изменилась…

Илья Лагутенко на самом деле был ненамного лучше или хуже прочих рок-исполнителей, влачивших жалкое существование в стране «дикого шоу-бизнеса». В конце 1980-х, когда была потребность в социальных бунтарях, МУМИЙ ТРОЛЛЬ со своими косноязычными текстами и эротическим кривляньем и мяуканьем вряд ли мог рассчитывать на признание.

Ко второй половине 1990-х ситуация изменилась. Новое поколение жаждало чего-то необычного, чрезвычайно стильного, энергичного, но при этом не напрягающего проповедью каких-либо идей. Так возникло то, что сам Лагутенко окрестил как «рокопопс» — эдакая рок-музыка эпохи «маньеризма», не грузящая, во многом вторичная (но с парой оригинальных «фишек») и в меру доступная. Кстати, на фоне последующей рокопопс-волны (ТАНЦЫ МИНУС, БИ-2, ЧИЧЕРИНА и т. п.) МУМИЙ ТРОЛЛЬ выглядит не в пример оригинальнее, хотя бы в плане текстовки и манеры исполнения.

Когда-то давно мэтр рок-журналистики Артемий Троицкий в своей энциклопедии посвятил МУМИЙ ТРОЛЛЮ всего пару строк, в которых сказал, что группа рассчитана на подростков, а Лагутенко обладает «обаянием пластмассового мальчика». Потом это вспоминали с легким укором Троицкому, мол, не разглядел гениев! А ведь Артемий в главном-то оказался прав…

Первым хитом МУМИЙ ТРОЛЛЯ стала песня с украинско-дворовым словечком «Утекай», непонятным маньяком и «парочкой простых и молодых ребят». Сам Лагутенко предлагал начать раскрутку с других песен — «Девочка» и «Скорость», но выпускающая фирма не согласилась.

И. Лагутенко:
«Песня „Утекай“, наверное, одна из тех песен, когда ты ее пишешь, ты сразу в нее веришь. И вот я когда и сочинял эти „ла-ла-ла“; „утекай“, я понимал, конечно, что все это просто, но мне казалось, что это из разряда того просто, которое если не гениально, то почти. Хотя признаюсь честно, никому из приятелей моих, с кем мы записывали пластинку, тогда не казалось это таким образом, до того момента, пока мы не закончили сведение именно студийное. Песня на таком нашем исконно русском choice построена и, во-первых, у нас были глубоки сомнения, что английский гитарист сыграет этот „чос“, поэтому приходилось объяснять. Ему хотелось как-то красивее сделать, но смог, смог, в конце концов. И ввести туда саксофон, тоже была моя такая бешеная идея. Ну и оно все получилось. В конце концов, вот эти клавишные партии, которые я сыграл одним пальцем в студии, ни один из клавишников не может повторить, потому что они думают, нужно еще что-то вставить, а зачем: вот оно — „па-па-па“ — вот и все».

Веселая и незатейливая мелодия вряд ли вызвала бы такой бум, если бы у нее не было яркого, смазливого и пластичного исполнителя. Лагутенко был, повторюсь, очень стильный, начиная с внешности и одежды и заканчивая, ни к чему не обязывающими, текстами (тем не менее, создающими ощущение некой заумности и оригинальности). Они хоть и состояли из знакомых слов, но производили впечатление того же невнятного лепета, что и «Хару Мамбуру», в них нарушались все законы склонения и ударения. Это был сплошной набор ассоциаций, усиленный вкрадчивым голоском искушенного соблазнителя. Манера пения местами напоминала косноязычие группы АУКЦЫОН (как и манера групп БИ-2, 7-Б и САНСАРА).

В целом это была некая сумбурная рябь на поверхности мозга. Сам Лагутенко говорил: «О чем мои песни? А вы послушайте. Я и сам не знаю». Тексты, голос и имидж Ильи (помноженные в сотни раз на активную медиа-раскрутку) — обеспечили МУМИЙ ТРОЛЛЮ несколько ненормальный по масштабам успех.

И. Лагутенко:
«Альбом „Морская“ мы делали исключительно для себя, а в результате он стал популярным. Может, в этом и есть сермяжная правда жизни: нужно делать приятно для себя, и тогда получится приятно и для других?»

Однако вернемся к «Утекай». Для полной раскрутки песни необходим был также стильный запоминающийся клип. Его взялся снимать Михаил Хлебородов, и по задумке «маньяк"-Илья должен был перед камерой… остричь девушку Настю налысо. Впоследствии сцена с бритвой выиграет на фестивале «Поколение-96» приз «Лучший Кадр Года».

И. Лагутенко:
«…Лысую девушку я с тех пор много раз встречал, каждый раз ее не узнаю, потому что с тех пор больше лысая она не появляется. Это была идея Хлебородова про ножницы и бритву, что я должен ее вживую, прямо в клипе, скажем так, в реальном времени стричь. …Дело в том, что ножницами я умел пользоваться, и в армии подстригал многих своих товарищей, делал им модные прически. Поэтому как ножницы держать я знал, машинка была ужасная, как сейчас помню, девушка кричала и визжала, ей, бедняжке, там досталось, конечно».

В дальнейшем эта же девушка (теперь уже лысая) появится в следующем клипе — «Кот Кота». А Илья в очередной раз подтвердит свой образ парикмахера-убийцы в к/ф «Ночной Дозор», где будет орудовать ножницами в теле актера Хабенского.

Песня «Утекай» будет увековечена в названии звукозаписывающей фирмы «Утекай Звукозапись», на нее снимут еще один клип в анимационном стиле «анимэ», а Лагутенко начнет шутить по поводу «официальных похорон» своего первого хита.

И. Лагутенко:
«Приморский леспромхоз вышел на нас с предложением… У них есть остатки качественного красного дуба, маньчжурского. И они готовы выделить нам некоторое количество для гробов. Дровосеки уже рубят красные доски…».

Так или иначе, МУМИЙ ТРОЛЛЬ не только сам вышел в «звездные» сферы российского шоу-бизнеса, но и вывел на орбиту еще сонм групп, тем самым вернув рок-музыке востребованность и возможность безбедного существования.

Опубликовал    23 апр 2020
1 комментарий

Похожие цитаты

Мои соседи слушают хорошую музыку, и не важно, хотят они этого или нет.

Опубликовала  пиктограмма женщиныVeSta_  08 апр 2011

Сегодня в ванной сидел, учился играть на губной гармошке. Бацал в основном мелодию из титаника (тока её и умею пока), и вроде охуенно всё получалось… пришел в себя от стука в стенку и истошного крика: КОГДА Ж ТЫ, СУКА, ПОТОНЕШЬ!!!

Опубликовала  пиктограмма женщины_alisha_  07 апр 2011

Приболела… ЗАМЕРЗАЮ!!! Возьму в дар грелку… Возраст — не старше 40, рост — не меньше 180, вес не меньше 80… Можно с гитарой (я музыку… люблю)…))))))

Опубликовала  пиктограмма женщиныДоЗа СчАсТьЯ  05 янв 2013

Предлагаю на Евровидение вместо Воробьева отправить Джигурду! Не, он конечно, не победит, но на хуй пошлет от всего сердца!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныТатьяна Бондаренко  05 мая 2011

Жизнь — как фортепиано. Белые клавиши — это любовь и счастье, чёрные горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭхо  14 июл 2011