Зачем вам знать правду: вы что, прокурор?" - такой вопрос, что называется, «не в бровь, а в глаз» был задан мне какое-то время назад. И, как это ни прискорбно, я не знал, что на это ответить. Действительно, зачем?
На вопрос, что такое правда и зачем она нужна, ответить так же трудно, как и на вопросы: что такое душа, что такое любовь, или что такое красота, и зачем они вообще нужны. Помните строчки из прекрасного стихотворения Д. Заболоцкого?
«А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Любая человеческая душа чувствует потребность в красоте. Даже дикие люди из далёких жарких стран, на наш взгляд, дико, но всё же украшают себя. Конечно, понятия о красоте менялись в деталях, но в основном оставались незыблемыми на протяжении тысячелетий.
Не менее незыблемыми оставались понятия о нравственной красоте и о правде. Как человек чувствует потребность в красоте, так же он чувствует потребность в правде. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф.5, 6). Из контекста слов Спасителя понятно, что не все алчут и жаждут правды, хотя, наверное, любой человек на вопрос: что лучше, правда или ложь, выберет правду.
Но очень часто наша повреждённая грехом душа путает одно с другим. Это похоже на то, как человек с плохим вкусом предпочитает некрасивую вещь красивой. Слово «вкус» очень точно определяет отношение человека к красоте. Есть вещи красивые, а есть безвкусные. Безвкусие — это такое же повреждение души, как и повреждение вкусовых рецепторов тела вследствие нервного стресса или физического воздействия на человеческий организм. Но отсутствие вкуса всё же не грех. А вот отсутствие вкуса к правде или неспособность отличить её ото лжи? Наверное, это скорее немощь души, чем грех. А нежелание слышать правду?..
По словам Спасителя, правды надо «алкать и жаждать», и если человек на протяжении многих дней не чувствует этого голода и жажды, то скорее всего он уже умер. Спросить: зачем вам правда, это примерно точно так же, как спросить: зачем вам есть и пить? Но тут есть одно «но». Хорошо покушать всегда приятно, чего не скажешь о правде. «Правда глаза колет» — гласит народная пословица. «Правда груба, — говаривал преподобный Амвросий Оптинский, — да Богу люба».
Да, груба и глаза колет, и порой не хочется её слышать. Однажды генерал армии А. Епишев (начальник Главного политуправления Советской армии) в разговоре с историками сказал: «Кому нужна ваша правда, если она мешает жить?». И прокуратор Иудеи Феликс пришёл в страх, услышав слова апостола Павла «о правде, о воздержании и о будущем суде». Так об этом рассказывает книга Деяний апостолов:
Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. (Деян. 24, 24−25)
Правда страшит грешного человека, и как Адам спрятался от Бога в кусты, так и мы часто убегаем от правды в кусты наших иллюзий: ведь там так тепло и уютно. Солнце Правды — Христос Бог наш — не скрывается от нас, но мы сами прячемся во тьму лжи. …Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин:3,19). Правда — это великая красота, ложь — гнуснейшее уродство, порождённое князем мира сего и каждый, кто бежит правды, усыновляет себя диаволу, хочет он этого или нет. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин:8,44).
Чтобы знать правду, требуется мужество, а человек слаб. Но ведь все мы призваны к победе над своими слабостями.
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок:20,7−8).