+++
Господь дал Заповедь о сохранении субботы и Сам ее нарушал, когда на то была необходимость в положительном ее разрешении.
Заповеди — это не какой-то непреложный абсолют, за который заходить нельзя. Они очень желательны, ибо делают жизнь по-настоящему красивой, но нет идеала, который сбылся бы на земле, все они — влекущие.
Бывает нарушение Заповеди для сохранения жизни. Например, есть заповедь «не лжесвидетельствуй», но когда ты покрываешь грех своего брата, говоря, что «ничего не было», то это бывает милосердие: с кем чего не случается… Прав Иосиф: узнав, что Мария беременна, хотел тайно ее отпустить, а по Заповедям ее должны были побить камнями (см. Мф. 1, 19−25). И так во всех Заповедях. Нужна благожелательность, нужно понимание, нужна рассудительность, потому что жизнь шире всяких ограничений. Она — вечная радость свободных тварей. Заповеди — звезды, правильно определяющие направление: сюда, к Богу, к Вечности, для всех и навсегда. Проходя вперед (ну, пусть даже в грязной обуви), нужно только идти осторожно, сильно не топтать, не забывать о благоговении, ведь впереди — Вечная жизнь.
Нарушение Заповедей возможно, но только обязательно — в положительном наклонении к милосердию, к пониманию, к состраданию… Иначе зачем дана человеку совесть? Послушать совесть — это посоветоваться с Богом.
Есть она, Совесть, — вечный совещательный голос вечной рассудительности нашей души. Да будет он благословен!