Революция 1917 года была победой идеологии, которая прямо и громко заявляла о своей враждебности к любому богопочитанию, причем уже очень быстро эта враждебность проявилась в таких действиях по отношению к Церкви, которые вполне подпадают под международно принятое определение геноцида. Напомним, что «геноцид (от греч. — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём: убийства членов этой группы;
причинения тяжкого вреда их здоровью мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; изъятия детей из семьи; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы»
Именно это и делалось по отношению к религиозной группе «православные христиане».
Сонм новомучеников и исповедников, прославленных Церковью, свидетельствует об этом более чем ясно.
Как ясно и то, что их убиение и преследование не было случайным эксцессом или перегибами на местах — но абсолютно неизбежным проявлением идеологии, в которой не было и не могло быть места Богу.
Что же до сих привлекает людей в этой идеологии? Парадоксально, но те ее элементы, которые были заимствованы из христианства. Марксизм есть плод христианской цивилизации, и он не мог бы возникнуть ни в какой другой. Часть революционных лозунгов — «кто был ничем, тот станет всем», «кто не работает, тот не ест» — это парафразы из священного Писания. Сама вера в историю как в процесс, наделенный смыслом и целью — плод библейского мировоззрения, и в той чисто материалистической картине мира, которую предлагал марксизм, у истории просто не может быть смысла — некому этот смысл задавать.
Поздний СССР провозглашал во многом здоровые принципы нравственности — человек должен быть верен семье, трудиться ради общего блага, проявлять скромность в быту, дружескую приязнь к трудящимся самых разных национальностей. Цензура отсекала не только любое богопочитание и любую политическую крамолу — но и вещи действительно дурные. Советское ТВ могло быть невыносимо скучным — но не пошлым и не развратным.
В реальности, конечно, в СССР существовала и преступность, и проституция, и наркомания, и межнациональные конфликты (я лично беседовал с их участниками), но, в условиях полной государственной монополии на СМИ, большинство граждан могло не сталкиваться с этими явлениями. Какое-нибудь возмутительное преступление, теперь неделю заставляющее гудеть социальные сети, тогда оставалось известным только ближайшим соседям. Поэтому люди и могут вспоминать тогдашнее благообразие — вот тогда телевизор прославлял героев труда, не то что сейчас.
Человеческая солидарность и братство тоже больше провозглашались (в длинных очередях за дефицитом, который вот-вот закончится, люди не очень склонны любить друг друга) — но, хотя бы, считалась общепринятой ценностью. «Человек человеку — друг, товарищ и брат».
В чем же радикальное и трагическое расхождение этого взгляда на человека с христианским?
Для коммунизма (и не только для него, этот взгляд восходит еще к Руссо), зло — это что-то, находящееся вне самого человека. Людей можно сделать хорошими извне. Достаточно поместить людей в правильное социальное окружение, и их поведение изменится, выведется новый тип человека — «советский человек», свободный от «родимых пятен прошлого», «ставящий общественные интересы выше личных».
Для христианства зло находится в человеческом сердце, именно оно повреждено грехом. Как говорит Спаситель, «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21−23)
Именно поэтому невозможно построить идеальное общество — люди грешны и нуждаются в спасении, которое они не могут даровать себе сами. Они нуждаются в Спасителе из-за пределов этого падшего мира.
Человеческая тоска по подлинным, братским отношениям с ближними, по миру без насилия, эксплуатации и войн, сама по себе достойна почтения — это тоска по раю. Но рай невозможно обрести «своею собственной рукой». Его можно получить только от Бога — покаянием и верой.
А для этого отказаться от подделки ради подлинника, от рухнувшей безбожной идеологии — ради святой Православной Веры.