В России, часто слышу на проповедях, что Россию спасет покаяние и молитва.
Находясь на Украине, также слышу, что Украину спасет покаяние и молитва. Конечно же, это правильно, тут не с чем спорить. Но нельзя ли прибавить еще один пункт? Какой? Да все тот же — Писание. Бог никогда не оставит нас, если мы будем настоящими христианами. А без изучения библейских книг это невозможно. Как жить правильно, если не знаешь, как следует жить? А как узнаешь, если не читаешь слово Божие?
Недавно пришлось говорить с группой церковных людей о пользе усвоения Библии. Через некоторое время один из участников беседы прислал письмо с благодарностью за то, что после беседы он «наконец-то решился прочитать Евангелие от Матфея». Книжка ему понравилась, намерен осваивать дальше Новый Завет. Правда, у него появились вопросы: «Кто же такой Христос? Бог, или человек?»
Ну и что, скажет кто-нибудь. Все ведь когда-то начинают «с нуля». Да, правда. Только проблема в том, что речь не идет об оглашенном, или только-только преступившем порог храма человеке. Он в Церкви уже несколько лет, регулярно исповедуется и причащается. Горожанин с высшим образованием годами ходил в храм, не читая Евангелия, и даже не интересуясь, Кто такой Христос! И ни от кого не услышал, что необходимо менять ситуацию. И при этом он и молился, и каялся в чем-то — все как положено… И я вот думаю про себя: нет, не только молитва и покаяние нам нужны. Ой, не только…
Кстати, кто у нас называется православным человеком? Тот, кто ходит в храм, исповедуется и причащается. Это главные, общепринятые признаки православного исповедания. Но, господа: а как же мировоззрение? Ведь оно может быть совершенно языческим. Во что верит человек, в чем он полагает смысл жизни, по каким принципам живет — почему-то эти факторы остаются за скобками. И если не уделять время Библии, откуда взяться мировоззрению христианскому?
***
Мысль возвращается к протестантам. Они вменяют себе в правило ежедневное чтение Священных Книг, и опущение данного правила считают личным грехом, в котором приносят покаяние перед Богом. Библию они действительно изучают везде — на своих собраниях, дома, на улице, в транспорте. Во многих общинах действует система домашних библейских групп — для обычных прихожан раз в неделю, для служителей два раза. Это помимо разбора слова Божьего на служениях и ежедневной индивидуальной работы над Писанием дома. А ведь у них те же семьи, что и у нас, та же работа, та же бытовая суета. Но они почему-то находят время, а мы нет.
Я не хвалю протестантов в общем, и не ругаю нас в общем. Я хвалю их за то, за что они достойны уважения, и критикую нас лишь за то, в чем мы заслужили критику. Прискорбно, но факт: по нашему нерадению случилось так, что Господь попустил протестантам забрать у нас важнейшую сторону христианской жизни — любовь к Священному Писанию. И увы, они часто оказываются во многом более библейскими людьми, чем мы. Хотя бы в отношении знания Библии, и искренних попыток жить строго по написанному.
Да, они читают, часто не понимая читаемого. Они сыплют цитатами невпопад, не разумеют контекста, не подозревают о существовании двухтысячелетней экзегетической науки. Их толкования примитивны, плоски. Но, друзья — протестанты по крайней мере знают текст. С человеком, который хорошо ориентируется в библейских книгах, можно найти точки соприкосновения, и куда-то двигаться. Он будет понимать с полуслова, угадывать цитату, продолжать начатое предложение и т. д. Он, как говорится, в теме. А у рядового православного, за редкими исключениями, знания текста нет. И, когда речь заходит о Писании, с ним говорить не о чем.
Один батюшка знакомый рассказывал. Приходят, говорит, люди на исповедь, приносят разные проблемы. Искренне желаешь помочь человеку. Откуда брать примеры для совета православному христианину? Из Священной Истории, конечно. Скажем, у кого-нибудь проблемы с завистью и подозрительностью. Начинаешь говорить ему:
— Давай, брат, вспомним историю Саула.
— Саула? Я не знаю никакого Саула.
— А… Ну хорошо. Давай тогда поговорим про Иосифа и его братьев.
— Это, наверно, из Библии? Простите, но я плохо знаком с ней.
— Ну хоть про Иуду ты знаешь?
— Да, я смотрел когда-то мультик. Он убил этого… как его… Авеля, кажется.
И что я могу ему сказать, если он ничего не читал и ничего не знает?