Сегодня говорливость преподносят как характеристику, что делает человека «компанейским», «интересным», «общительным», «с чувством юмора». Только человечество уже задыхается от болтовни.
Известный плакат предупреждает: «Не болтай! Болтун — находка для шпиона». Не только для шпиона, но и для дьявола. Враг рода человеческого подтолкнул первых людей ко грехопадению через ненужный и вредный разговор.
Неосторожное рассыпание кучи своих слов, пустое слушание чужой речи приводит к серьезным падениям и сегодня: сплетни, лесть, хвастовство, зависть. «Многословие и невоздержанность языка разрушает душевное богатство «, слова преподобного Филофея Синайского
Преподобный старец Серафим предупреждает нас о многословии, как тяжелом пороке, что вредит нашей душе. Мнение святого Серафима о многословии резко контрастирует с сегодняшним взглядом на говорливость:
* От него (многословия) гаснет огонь веры, что возжигает Господь в сердцах наших.
* Для сохранения внимания, уединяться в себе, без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.
* Не нужно без нужды другому открывать сердца своего в многом; из тысячи найдёшь только одного, который сохранил бы твою тайну.
* С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах. С человеком духовного разума о небесных.
* Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, хватит, чтобы расстроить внутренность внимательного человека.
* Лучше не отвечать, не выслушав прежде о каком-либо предмете. Кто отвечает прежде слушания, безумен, ему поношение (Прит. 18, 13)