«Георг Отс — оперный певец, который влюбил в себя огромную страну, певец, голос которого звучал в каждом доме, даже там, где люди не ходили в оперу и не любили её. Это человек магического обаяния, а его роль в фильме „Мистер Икс“ стала легендой, это был один из самых популярных фильмов во все времена»
Дмитрий Бертман-театральный режиссёр, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера». Народный артист России).
100 лет назад, 21 марта,
родился эстонский советский оперный и эстрадный певец
Георг Карлович Отс
Человек-легенда. Прекрасный, бархатный баритон, проникающий прямо в душу. Красивый, обаятельный мужчина. Талантливый актер. Его искусство было необыкновенно одухотворенным и гармоничным. Немногие артисты, подобно ему, с равным успехом пели в опере, оперетте и на концертной сцене. При всей своей многогранности Отс был поразительно цельным художником, с какой-то врожденной естественностью он переходил из одного жанра в другой, всегда оставаясь самим собой.
Три Государственные премии, орден Ленина и почетное звание народного артиста СССР. Причиной столь безусловного признания послужила, прежде всего, масштабность и глубина дарования художника, его широкий жанровый диапазон.
Когда Отс был уже народным артистом, его спросили: «Вам, наверное, забавно видеть, как нервничают дебютанты, Вы ведь чувствуете себя на сцене словно рыба в воде?» «Ничего подобного, — ответил Отс совершенно серьезно, — я волнуюсь перед каждым выходом, иной раз до того переживаю, что становлюсь чуть ли не больным». В исполнительской манере Отса не было ничего деланного, он не стремился ошеломить зрителя блеском своих вокальных возможностей, не допуская ни малейших излишеств, а был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания исполняемого произведения.
Осенью 1957 года на киностудии «Ленфильм» должны были начаться съемки музыкального фильма по знаменитой оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка». На главную роль Мистера Икса худсовет рекомендовал эстонского оперного певца Георга Отса, лауреата двух Государственных премий. Певцу отослали сценарий, стали составлять график съемок. Но тут случилось неожиданное — до руководства «Ленфильма» дошли слухи, что Отс не хочет сниматься в этом фильме…
Как же так? Сейчас даже трудно представить, что эту роль сыграл бы кто-то другой… Почему Георг Отс едва не отказался от роли, о которой мечтали все баритоны Советского Союза?
Георг Отс родился в музыкальной семье. Его отец — Карл — был самым знаменитым тенором Эстонии. Георг был очень музыкален, любил петь, но отец лишь пожимал плечами: «К сожалению, не слишком впечатляющие данные…». С мечтой стать певцом Георг Отс расстался окончательно, когда поступил в Таллиннский политехнический институт. Но стать инженером Георгу так и не довелось — началась Великая Отечественная война. В августе 41 года Георг покинул Таллинн на борту парохода «Сибирь». Он отплыл в Ленинград для зачисления в армейские части. Во время рейса в судно попала немецкая бомба, и на пароходе начался пожар. Георг отдал свой спасательный пояс раненому товарищу, но все-таки чудом остался жив.
Первое публичное выступление произошло в одном из ярославских госпиталей. Отс выбрал песню, которая до глубины души трогала его самого: «Отчий дом». Раненые солдаты слушали его молча. А когда песня закончилась, зал «взорвался» аплодисментами… Тогда Георг Отс понял простую истину: чтобы стать настоящим певцом, надо не только владеть профессиональными навыками, но и петь о том, что волнует самого тебя. Он поступил в Таллиннское музыкальное училище. Учебу совмещал с работой в драматическом театре «Эстония», где пел в массовых сценах. И, кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не очередной случай… 7 ноября 1944 года должна была состояться премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин». Но перед самым спектаклем у исполнителя роли Зарецкого поднялась температура. Режиссер стал быстро искать замену. И первый, кто пришел ему на ум, был Георг Отс, который в спектакле исполнял одного из гостей Лариных. А почему бы и нет? Партию Зарецкого Георг Отс исполнил блестяще. С тех самых пор ему стали доверять поначалу небольшие роли — в «Сильве», в «Фиалке Монмартра» Кальмана. А затем и ведущие партии в оперетте Ромберга «Песня пустыни» и в «Трeх мушкетерах» Бенацкого.
Зрители его обожали. И не только фанаты оперы, но и любители эстрады. Ведь Отс в свободное от театра время выступал в клубах. Пел народные эстонские песни, песни советских композиторов…
Остается загадкой — как ему удавалось совмещать, казалось бы, несовместимое? Эстраду и оперу… Но в этом и был феномен Отса… Переходя от одного жанра к другому, он неизменно оставался самим собой. После концерта эстрадные поклонники шли в оперу, чтобы послушать Отса. Он приобщил многих людей к высокому искусству. Именно поэтому в 1957 году он все-таки согласился на роль Мистера Икса, хотя сценарий его не устраивал своей легковесностью. Ходили слухи, что эстонскому певцу пообещали баснословный гонорар. И лишь близкие друзья знали, что Георг принял это предложение по другой причине.
Ведь это была уникальная возможность познакомить советских зрителей с гениальным творением венгерского композитора. А уж заведомо провальный образ главного героя он как-нибудь «вытянет»…
Зрители не заметили ни натянутости сценария, ни схожести с американскими картинами. Всех покорил Мистер Икс в исполнении Георга Отса. Его герой не казался ни слащавым, ни сентиментальным. Он был несчастен и одинок в своей личной драме…
Проблемы в семье Отса начались давно. Пожалуй, с тех самых пор, как Георг стал ведущим певцом театра «Эстония». Его жена Аста работала в кордебалете. Но в своих неудачах она винила Георга: «Я родила тебе двоих детей! Я отказалась от всего ради семьи…» В доме все чаще стали собираться шумные компании. Иногда гости расходились только под утро. А под кроватью жены Георг находил пустые бутылки…
В 1960 году Отсу присвоили звание Народного артиста СССР. Он был звездой. И не только театра «Эстония», но и советской эстрады. Именитые композиторы писали песни специально для него. Он исполнял советские суперхиты — «Соловьи» и «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого; «Пусть всегда будет солнце!» Островского и «С чего начинается Родина» Баснера.
Всего в репертуаре Отса было около 500 песен — эстрадных, народных, арии из опер мировых классиков… Он пел на 20 языках мира. Причем практически без акцента. Его отправляли в зарубежные гастроли в ГДР, Швецию, Финляндию, Египет… Он был визитной карточкой СССР.
Казалось, теперь у Отса было все — мировое признание, любовь зрителей, слава, высокие гонорары. Но внешнее благополучие было всего лишь маской, за которой он прятал печаль и одиночество… Совсем, как Мистер Икс. А болезнь жены тем временем прогрессировала. Теперь Георг приходил домой только переночевать. Все время проводил в театре, на репетициях…
Он больше не верил ни в любовь, ни в семейное счастье… Но уйти от жены не решался, пока не встретил Илону. Милая, скромная женщина изменила его жизнь, наконец-то он стал по-настоящему счастлив. Ему казалось, что в 44 года жизнь только начинается. Но именно тогда судьба послала ему еще одно, пожалуй, самое серьезное испытание…
В конце 72-года на сцене «Эстонии» давали оперу Пуччини «Джанни Скикки». Партию главного героя исполнял Георг Отс. Неожиданно во время финальной сцены Отс пошатнулся. Результаты медицинского обследования потрясли всех — у Георга Отса обнаружили опухоль мозга. В 1973 году в московской клинике Георгу Отсу сделали сложнейшую операцию. И всего через несколько месяцев он вновь появился на сцене. Работал на износ, словно спешил жить. Репетиции, съемки, записи пластинок, гастроли в Москве и Ленинграде, преподавание в Таллиннской консерватории… Будто и не было страшной болезни. Спокоен, уравновешен, уверен в себе. Словно Мистер Икс перед исполнением смертельного трюка. Вот только все понимали: одно неверное движение, и он сорвется вниз…
Георг Отс умер 5 сентября 1975 года. Ему было всего 55 лет. Он так и не спел в Ла Скала, о котором мечтал всю жизнь. В последний путь талантливого артиста провожали тысячи людей. Его именем назвали теплоход, одну из улиц в Таллине.