28 лет назад, 16 марта 1992 г. ушел из жизни известный советский актер, народный артист РСФСР Петр Щербаков. Он сыграл десятки ролей, но главных среди них почти не было. Правда, любой эпизод или роль второго плана он умел превратить в шедевр — зрители наверняка запомнили его образы в «Гараже», «Зимнем вечере в Гаграх», «Мы из джаза» и, конечно, «Служебном романе», где Щербаков сыграл Бубликова — того самого молчаливого героя, который целыми днями на работе наблюдал за женскими ножками. За кадром у актера оказалось немало общего с его неравнодушным к слабому полу героем, и только недавно стало известно, какую тайну он хранил всю жизнь…
Зрители могли бы никогда не увидеть его на экранах — он родился в 1929 г. в простой семье рабочих, его отец трудился на заводе, а вскоре и сын устроился туда же — днем он работал в штамповочно-механическом цехе, а по вечерам посещал занятия в автомеханическом техникуме. Его старшие сестры тоже трудились на заводе и занимались в заводском театральном кружке. Поскольку там был дефицит парней, они предложили брату пойти туда с ними за компанию. Ему понравилось участвовать в любительских спектаклях, но всерьез об актерской карьере Петр по-прежнему не задумывался. Он окончил техникум с отличием и собирался поступать в технический вуз, чтобы пополнить ряды инженеров, но тут вмешалась судьба.
Однажды Щербаков во время прогулки подошел к порогу ГИТИСа и вдруг подумал: а почему бы и не попробовать? Он нашел педагогов и заявил: «Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь». К своему удивлению, он прошел вступительные испытания и был зачислен. Его творческая биография началась в Германии, в Театре советских войск, куда он попал после окончания учебы. Спустя год Петр вернулся в Москву, а еще через 2 года его приняли в труппу театра «Современник», которому он посвятил 27 лет своей жизни. А после этого Олег Ефремов уговорил его перейти в МХАТ, где он оставался 7 лет, до самых последних своих дней.
И в театре, и в кино Щербакову часто доставались роли секретарей райкомов и обкомов и прочих бюрократов — они выходили в его исполнении очень убедительными, ведь на своем веку актер их повидал немало. В «Современнике» он возглавлял театральную парторганизацию и часто общался с чиновниками всех мастей. Среди его киногероев было и немало военных — в форме он выглядел тоже очень органично. Очень колоритным в его исполнении получился капитан Александр Студзинский в фильме «Дни Турбиных».
Творческую судьбу Петра Щербакова нельзя было назвать неуспешной — он был востребованным актером, правда, чаще появлялся на театральной сцене, чем на съемочной площадке. Вот только ни в кино, ни в театре ему не доставалось главных ролей. Зато в эпизодах и ролях второго плана он настолько отточил свое актерское мастерство, что даже его двухминутного появления на экранах было достаточно для того, чтобы его герой врезался в память зрителей. Он мог буквально несколькими штрихами создать настолько яркий образ, что он ничуть не уступал главным героям. Именно так и случилось с его начальником отдела общественного питания Бубликовым в «Служебном романе». Щербакову удалось без слов, одной только мимикой, красноречивыми взглядами и вздохами создать образ горячего поклонника женского пола, который никак не может сосредоточиться на работе, так как мимо него целыми днями по лестнице вверх и вниз ходят такие красивые ножки! А в реальной жизни актер тоже часто не мог удержаться от соблазнов…
Актер был официально женат два раза. Его первая жена по имени Нина скончалась через 3 года после рождения сына Андрея. Через несколько лет он женился во второй раз, и прожил с этой женщиной до конца своих дней. Однако помимо официальных браков, у актера был еще и гражданский, о котором он никогда не рассказывал. После того, как не стало его первой жены, он начал ухаживать за Галиной Лиштвановой — 23-летней девушкой, которая устроилась билетершей в «Современник» после того, как ее не приняли в театральный вуз (позже она стала главным администратором театра). И хотя Петр Щербаков был известным актером и любимцем женщин, поначалу на Галину он не произвел никакого впечатления — он был на 14 лет ее старше, и эта разница в возрасте казалась ей тогда непреодолимым препятствием.
Однако Петр Щербаков задействовал все свое обаяние и проявил настойчивость, и Галина не смогла устоять. Через полгода после того, как он стал вдовцом, актер сделал предложение своей новой избраннице. Позже она рассказывала: «Роман у нас был красивым, о нем знал весь театр. Петр умел произвести впечатление, красиво ухаживал, он стал моим первым мужчиной». Галина переехала к Петру Щербакову и стала мамой для его 4-хлетнего сына. С ним у нее сразу сложились хорошие отношения, она заботилась о нем, как о собственном ребенке.
Союз, который многим коллегам по театру казался идиллическим, на самом деле таким не был. О сложностях отношений со знаменитым актером Галина говорила очень сдержанно: «Конечно, в нашей совместной жизни случалось всякое, но за талант Петру можно многое простить». Однако спустя 2 года Щербаков принес ей столько страданий, что о личном счастье ей пришлось надолго забыть.
Когда Галина узнала о том, что ждет ребенка, актер вновь предложил ей расписаться, но она решила отложить бракосочетание до рождения дочери. К сожалению, этим планам так и не суждено было осуществиться. Позже она вспоминала, что тогда ее любимого человека как будто подменили — он заметно к ней охладел, а после рождения дочери Ольги появился в роддоме только спустя неделю. Как оказалось, у него появилась другая женщина, которая позже стала его второй официальной супругой. Галина не смогла простить измену и тут же ушла от актера. Позже она жалела об этом решении, в первую очередь потому, что ее дочь выросла без отца.
Петр Шербаков официально удочерил Ольгу, но Галина записала дочь на свою фамилию. С отцом девочка никогда не виделась. Когда она приходила к нему на спектакли, он смотрел на нее из-за кулис, но так и не решился подойти. При жизни актера никто даже не догадывался о том, что у него есть дочь. Поцеловать отца ей довелось лишь однажды — когда его провожали в последний путь в 1992 г. Галина Лиштванова до сих пор сожалеет о том, что оба они сделали столько ошибок: «Так судьба свела нас и развела. Думаю, если бы мы оба не были такими гордыми, то вполне могли бы прожить счастливую совместную жизнь. Может, и не ушел бы Петя так рано, ведь ему не было еще и 64 лет».