Тонино Гуэрра. В Италии Тонино называют «человеком Возрождения». Он не только пишет сценарии. Он создает сады, фонтаны, спасает речки, восстанавливает церкви, протестует, А ещё Гуэрра создавал рукотворную, сказочную мебель с улыбками, носами и глазами. Его мебель имела собственное выражение лица и — словно великий ковровый Енгибаров- была клоунской и философской одновременно.
Но массовый читатель знает его по многочисленным мозаичным текстам, где каждая фраза в точку. И вся его проза, стихи, живопись — это некий монтаж образов, которые складываются из малых драгоценных смальт. Ритм которых ближе к Востоку, Японии, насколько это лаконично и жестко. Глубина его видения изумляет. Видеть эдигматическое в том, что казалось, лежит на поверхности.
Вот как он искал сюжеты для своих произведений: «Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет. Например, недавно прочел в газетке, как вор, только что вышедший из тюрьмы после четырех лет заключения, возвратился домой, и первое, что сделал, — это открыл клетку с канарейкой и выпустил ее. Эти человеческие случаи меня поражают, я вырезаю и вклеиваю понравившиеся истории в большие тетради».
А вот еще сюжет: «Один крестьянин, когда заметил, что жена ему изменила, велел накрывать стол тремя приборами. И они всю жизнь ели, глядя на третью пустую тарелку перед ними» Или … «Когда осенью падает первый лист, он производит оглушительный шум, потому что с ним падает целый год…»
Мое «открытие» автора началось в 80-е с фильма-драмы Франческо Рози - «Христос остановился в Эболи, «Ностальгии» Тарковского, «Забриски Пойнт» и «Красная пустыни» Антониони, сценарии которых написал Тонио Гуэрро