Каждый из нас готов с защищать свое мнение и свои убеждения. Мы спорим в жизни, в СМИ и в социальных сетях. Но вы задумывались когда-нибудь над тем, сколько ваших идей и принципов на самом деле ваши? Сколько из них создали вы сами, а сколько было вложено в вашу голову извне? Стоит ли вообще защищать чужое мнение, с которым вы по какой-то причине согласились, или может лучше поискать свою дорогу?
В основе религий находится нечто общное, некая единая идея, на базе которой бурным цветом разрослись различные учения и трактовки.
Просвещенный ни рождается, ни умирает, он ни возник откуда-либо, ни стал кем-либо. Нерожденный, постоянный, вечный, изначальный он не может быть убит, когда убивают его тело.
Итак, ответы Ямы начинаются с описания того состояния, которого достигает человек, знающий суть своего существования — просвещенный. В буддизме аналогом термина «просвещенный» будет термин «просветленный». Хотя разница может быть только в переводе на русский язык, но отметим, что это разница возникла не просто так. В индуизме просвещенный — обладающий конкретными знаниями и достигший в итоге интуитивного понимания в своей нерожденности. Не получивший рождения, умереть не может. Это ключевое замечание в данной части. Просвещенный не ставит перед собой задач, не пытается стать кем-то, он принимает себя таким, каков он есть. Вернувшись к аналогии с буддизмом (буддизм во многом берет свое начало в индуизме) просвещенный избавлен от страданий. Так как единственным способом такого избавления является отсутствие целеполагания и принятие мира и себя в нем такими, какие они есть.
В обычной жизни мы постоянно ставим перед собой какие-либо цели и пытаемся их достичь. Пока цель не достигнута, мы чувствуем неудовлетворение, страдание. Мы работаем с утра до ночи, усердно совершая необходимые, как нам кажется, вещи. Наша жизнь превращается в способ достижения этих целей и постоянные страдания и неудовлетворенность своим текущим положением. Мы спрашиваем о смысле своей жизни именно потому, что нам нужна цель. Мы не можем принять бесцельность своего существования на уровне нашего эго, живущим целеполаганием.
Но что происходит после того, как мы реализуем свою мечту, достигнем своих целей? Сначала приходит удовлетворение, затем опустошение, но обычно эти чувства недолги. Затем мы задаемся новыми целями и начинаем стремиться к ним. Таким образом мы страдаем практически постоянно, постоянно носясь за идеями, своими либо подсаженными нам другими.
В школе современного менеджмента пропагандируют постановку амбициозных целей, другими словами недостижимых. То есть страдание и неудовлетворение своим текущим положением объявляется нашим кредо и пропагандируется.
Просвещенный избавлен от этого. Он понимает, что не к чему стремиться. Он принимает мир таким, каков он есть. Он принимает себя таким, каков он есть.
Упанишады были созданы не одну тысячу лет назад, а поднимаемые в них вопросы актуальны и сегодня. Человечество не изменилось за эти годы и нас сегодня заботят те же проблемы, что не давали покоя нашим далеким предкам. И хотя ответы, как избежать смятений и начать жить, были даны давно и не единожды, ничего особо в этом плане для нас не поменялось. Мы все также бегаем за своим хвостом. В общем, это серьезный повод задуматься.