Место для рекламы

Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Зачастую имена русских художников ассрциируются с жанрами, которые были их творческим амплуа на протяжении всей карьеры. Именно в этих жанрах они стали непревзойденными ассами художественного мастерства. Так, для большинства зрителей — если Левитан, то, непременно, — пейзажная лирика средней полосы России, если Айвазовский — то завораживающая морская стихия Черного моря, а Кустодиев и вовсе не мыслим вне яркого праздничного лубка. Но, сегодня мы разрушим сложившиеся стереотипы и приятно удивим вас.
Оказывается, великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (1861—1900) оставил в своем творческом наследии не только свои знаменитые пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, которые потрясают зрителя своей изысканностью, простотой и натуральностью. Невзирая на их немногочисленность (их количество составляет около трех десятков), они невероятно ценны — как произведения живописного искусства, созданные в эпоху русского передвижничества.

Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались. Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.

На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.

Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после лесных пленэров превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами», — говорил мастер.

Свой первый натюрморт — «Одуванчики», который стал самым известным, Левитан написал в 1889 году. В то время он жил в Плесе, небольшом тихом местечке на Волге, вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Возвращаясь с прогулок или же пленэров, они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали очаровательные цветочные натюрморты.

А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.

А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом «запортретировал» водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.

Левитан разговаривал с природой на одном языке, и она отвечала ему своей трепетной и нежной любовью. Современники художника вспоминали: когда уходил из жизни, исстрадавшийся из-за смертельной болезни Исаак Ильич, природа будто устроила прощание с живописцем, воспевавшим ее. В тот год в садах во второй раз — только уже летом, расцвела сирень. И, глядя на это чудо из окна своей комнаты, Левитан признался: «Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, благодаря природе»…

Любопытства ради, вы можете также ознакомиться с малоизвестными пейзажами великого русского пейзажиста Исаака Левитана в нашем обзоре.

Весь мир знает Кустодиева, как певца веселых народных гуляний, праздничных ярмарок, сценок из провинциальной жизни русского народа, одним словом — всего того, что стало фирменным стилем этого художника, его авторской тематикой в живописи. Но, Борис Михайлович совершенно мало известен широкому кругу зрителей, как Кустодиев-портретист.

И это, невзирая на то, что писал он портреты всю свою жизнь. На них — и близкие люди, и ученые, и писатели, и артисты. Фактически весь «Серебряный век» русской культуры в лицах нашел свое отражение в портретной живописи художника.

Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.

Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).

«Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», — говорим мастер.

В каждой своей работе Кустодиев ярко и мастерски передал характерные особенности изображаемых им людей. Стоит также упомянуть, что многие из них написаны по памяти — по причине того, что художник страдал тяжелым физическим недугом и не мог выходить из дома. А специально оборудованная для него комната-студия не позволяла приглашать моделей для позирования в силу своей малогабаритности.

Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.

У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.

Глядя на подборку этих уникальных работ, понимаешь, что Айвазовский — настоящий мастер своего дела. Он с помощью умелого подбора цветовой гаммы сумел передать особую красоту зимы. Используя в своих работах все оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного, художник передал особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра, услышим шорохи леса и ощутим на себе прохладу от тающей снежинки.

Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный — это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.

Опубликовал    07 мар 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

Тайны, скрытые под слоем краски известных картин

Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря у…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  21 июл 2019