Зачастую имена русских художников ассрциируются с жанрами, которые были их творческим амплуа на протяжении всей карьеры. Именно в этих жанрах они стали непревзойденными ассами художественного мастерства. Так, для большинства зрителей — если Левитан, то, непременно, — пейзажная лирика средней полосы России, если Айвазовский — то завораживающая морская стихия Черного моря, а Кустодиев и вовсе не мыслим вне яркого праздничного лубка. Но, сегодня мы разрушим сложившиеся стереотипы и приятно удивим вас.
Оказывается, великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (1861—1900) оставил в своем творческом наследии не только свои знаменитые пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, которые потрясают зрителя своей изысканностью, простотой и натуральностью. Невзирая на их немногочисленность (их количество составляет около трех десятков), они невероятно ценны — как произведения живописного искусства, созданные в эпоху русского передвижничества.
Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались. Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.
На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.
Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после лесных пленэров превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами», — говорил мастер.
Свой первый натюрморт — «Одуванчики», который стал самым известным, Левитан написал в 1889 году. В то время он жил в Плесе, небольшом тихом местечке на Волге, вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Возвращаясь с прогулок или же пленэров, они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали очаровательные цветочные натюрморты.
А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.
А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом «запортретировал» водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.
Левитан разговаривал с природой на одном языке, и она отвечала ему своей трепетной и нежной любовью. Современники художника вспоминали: когда уходил из жизни, исстрадавшийся из-за смертельной болезни Исаак Ильич, природа будто устроила прощание с живописцем, воспевавшим ее. В тот год в садах во второй раз — только уже летом, расцвела сирень. И, глядя на это чудо из окна своей комнаты, Левитан признался: «Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, благодаря природе»…
Любопытства ради, вы можете также ознакомиться с малоизвестными пейзажами великого русского пейзажиста Исаака Левитана в нашем обзоре.
Весь мир знает Кустодиева, как певца веселых народных гуляний, праздничных ярмарок, сценок из провинциальной жизни русского народа, одним словом — всего того, что стало фирменным стилем этого художника, его авторской тематикой в живописи. Но, Борис Михайлович совершенно мало известен широкому кругу зрителей, как Кустодиев-портретист.
И это, невзирая на то, что писал он портреты всю свою жизнь. На них — и близкие люди, и ученые, и писатели, и артисты. Фактически весь «Серебряный век» русской культуры в лицах нашел свое отражение в портретной живописи художника.
Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.
Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).
«Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», — говорим мастер.
В каждой своей работе Кустодиев ярко и мастерски передал характерные особенности изображаемых им людей. Стоит также упомянуть, что многие из них написаны по памяти — по причине того, что художник страдал тяжелым физическим недугом и не мог выходить из дома. А специально оборудованная для него комната-студия не позволяла приглашать моделей для позирования в силу своей малогабаритности.
Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.
У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.
Глядя на подборку этих уникальных работ, понимаешь, что Айвазовский — настоящий мастер своего дела. Он с помощью умелого подбора цветовой гаммы сумел передать особую красоту зимы. Используя в своих работах все оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного, художник передал особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра, услышим шорохи леса и ощутим на себе прохладу от тающей снежинки.
Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный — это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.