Когда новая большевистская власть отринула религию образовалась огромная лакуна на месте христианства, которое на протяжении многих веков срасталось с русской душой. На освободившееся место срочно требовалась новая религия.
Ранняя смерть Ленина предоставила возможность создать новую религию на его имени и его биографии. Давайте рассмотрим как известные сакральные символы христианства без особых изменений вживались в новую коммунистическую идеологию.
Сразу же после смерти Ленина появляется стихотворение Маяковского «Комсомольская», где рефреном звучит ставшей самостоятельно известной фраза: «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить.»
Литературная образность фразы всем понятна, но она в точности повторяет то определение, которое присуще Имени Бога в Библии.
«Яхве» — имеет значение «Сущий», то есть тот, кто жил, жив и живет вечно. Можно было списать на совпадение, но как правило совпадения не случайны, тем более у таких интеллектуалов как Маяковский. К тому же последующее развитие темы в стране только подтверждает зарождение тогда именно религиозного культа.
В первые годы СССР происходит замена крестного хода на Пасху первомайскими демонстрациями. Но теперь не за крестом идут люди, а за главным красным знаменем. Весеннее массовое шествие сохранилось, но сменило свой смысл.
Но крест нужно было заменить не только на шествии, но и в повседневной жизни. Как крест когда-то определял принадлежность к вере православной, так теперь его сменила звезда. Серп и молот — всё же политика, надо понимать значение и сложно транслируется, а вот звезда — она всегда рядом и несет исключительно положительное восприятие. Поэтому через новое «крещение» детей посвящали в октябрята. А на звездочке — маленький Ленин. Параллель с Вифлеемской звездой и маленьким Иисусом слишком очевидна, чтобы подробно на этом останавливаться. Звезда сопровождала в течение всей жизни и даже венчала скорбный холмик после ее завершения.
А истории о Великом и Вечно живом создавались для всех возрастов. Ленин действительно «жил» в каждом поколении. Истории о нем создавались для всех возрастов, и в каждом рассказе крылась не просто череда событий, а мудрость, которую следовало впитать и передать следующим.
«Формирование гражданской обрядности началось в 1920 х, но именно в хрущевское время благодаря развернувшейся антирелигиозной кампании возникли современные ритуалы, например, торжественная регистрация брака и новорожденных, дни призывников, первокурсников, выпускников. Многие профессиональные и «народные» праздники (проводы зимы, праздник урожая) также появились в те годы. «Елена Жидкова «Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной»
Такие вот октябрины
Да и имена архаичные следовало менять. Как когда-то на Руси вместо Зайца, Безсону и Бояну пришли Александры, Иваны, Михаилы, так теперь наступало время для Владленов, Виленов, Вилиоров. Создали даже специальный обряд «октябрины», когда и производилось имянаречение и посвящение в гражданство.
Мать Ленина — Мария Ульянова всё больше приобретала черты свой библейской тезки. Достаточно взглянуть на памятник ей с младенцем на руках, чтобы вспомнить произведения искусства о Мадонне с младенцем. В житии Ленина мать выступала образцом мудрости и нравственности, которая с детства понимала с грустью избранность своего сына.
Главный «Храм» страны с сакральными «мощами» был установлен в центре столицы для бесчисленных паломничеств. Создавался и сонм мучеников за веру, в которую входили и отечественные и зарубежные «жертвы за правое дело». Среди них одно из самых почетных мест занимал «предтеча» Владимира Ильича — брат его Александр Ульянов.
Была попытка даже создать новый календарь с новым летоисчислением, но все же разум здесь победил, просто стали говорить «нашей эры» вместо «от Рождества Христова».
Сталин и для себя избрал роль. Он избрал для себя роль классического Папы Римского, абсолютного главы теократического государства. Абсолютно непогрешимого на сакральном уровне. Но за ним интститут советского «папства» стал ослабевать.
Да и эта новая религия была обречена на поражение в истории. Она была лишена какой-либо эсхатологической составляющей. Не было в ней и насущного блага. Человеку обещалось лишь некое мифическое счастливое будущее потомков, ради которого нужно претерпеть, но при этом он уже его не увидит.
А окружающая действительность по истечению первых лет энтузиазма юных большевиков демонстрировала всё большее расхождение заявленных целей с окружающей действительностью. Кроме того, рост уровня образованности граждан и удовлетворение базовых потребностей требовали более высокой мысли, чем в учебниках по идеологии КПСС. Люди стали открывать редкие книги Лосева, Бердяева, а далее и христианскую святоотеческую литературу удовлетворяя духовный поиск.
Да и насаждение идеологии постепенно ослабевало. Оставалась реальная жизнь и борющиеся за выживание древние религии, которые терпеливо ожидали блудных сыновей.