Все было медленно, даже торжественно,
Так ровно, плавно время текло.
Монахи шествовали, по бокам, рядами.
Действо двигалось, вершилось, шло.
Машина голубая, будто, сама катилась,
Буддист был за рулем, за стеклом — лицо.
Бери снимай, или, бери пиши.
Маслом, или пастелью, неважно чем,
Лови мгновенья, главное поймать.
Время дает один лишь раз, один лишь шанс,
Как вдохновенье, поймаешь, миг на лету,
А фотография, потом, его отдаст…
Нет, не тебе, отдаст, а всему миру,
Который, уже будет решать, ругать тебя,
За автобиографию, мгновенья,
Иль, может даже, награждать*…
Машина вдруг, остановилось,
Монахи сделали кольцо,
Он в позу лотоса сел,
Cказал о равенстве религий,
Cпокойно чиркнул спичкой,
Тело дымилось, человек горел…
Не время, а cердца остановились…
И не отвести от него глаз,
Но если, все-таки отвел,
Назад вернуть, нет, невозможно,
Нет сил, просто глянуть успеть!
Беззвучно пылает, горит,
Вся человеческая твердь.
Стон, плач вьетнамцев,
Запах плоти, благовоний,
Сигналы, сирены начали петь,
Спокоен был один,
Тхить Куанг Дык,
Он также сидел,
И продолжал гореть…
Десять минут, всего десять минут,
Бензин, огонь — и человека нет,
Один, c полиции, прорвался в круг,
Только и мог он, на колени перед Дыком,
Стать. А далее, по кругу, не видно лиц,
Монахи, полицейский — все пали ниц…
Факел погас, монахи забрали тело.
Кремирован был Дык.
Так дважды, огню, был отдан,
В полную, он власть,
Картина чуда, как икона, cоздалась.
Огонь забрал его,
Наевшись всласть.
Но и за две попытки,
Ему, не удалось,
Само, сердце Дыка, украсть…
Героя сердце! Да, сердце Героя!
На это способно, только оно…
Шарира** -состраданье, сострадать.
Жизнь за других, близких по духу,
Без тени сомнений, огню отдать…
P. S.
Cколько сердец, шарира, было у нас, везде,
Если историю листать?
Войны, борьба народа,
Колонны можно составлять…
Народ -герой! Народ-борец!
Народ-талант! Народ-творец!
Все как нигде и никогда, вместе сошлось!
Просторы! Недры!
Культура! Наука!
История! Природы нашей стать!
О чем же еще, можно мечтать?
Шаг, кажется, один только,
Шагни! И руку протяни, все,
Все можно достать!
Только чуть-чуть, еще,
Совсем немного, нy! Ну же!
Но почему ж… Но почему… Но почему же…
*11 июня 1963 года, в Сайгоне, американский журналист Малкольм Уайлд Браун сделал множество фотографий акта самосожжения буддийского монаха Тхить Куанг Дыка. Это было во время буддийского кризиса в Южном Вьетнаме. Большинство буддистов (по разным данным от 70% до 90%) испытывали сильнейшие притеснения от католического меньшинства (президент Нго Динь Зьем был католиком).
Фотографии Брауна быстро облетели ведущие новостные агентства и были размещены на первых полосах крупнейших газет. Президент США Джон Кеннеди заявил:"Никогда газетная фотография не вызывала столь сильного волнения по всему миру".
Благодаря должной информационной поддержке акция Тхить Куанг Дыка приобрела больший политический эффект, став поворотным пунктом в буддистском кризисе и истории правления Нго Динь Зьема в целом.
В 1963 году Малкольм Браун получил премию Фото года в мировой прессе и в 1964 году Пулитцеровскую премию.
В 1964 году художник Питер Хопкинс написал антивоенное полотно «Посол доброй воли», где Тхить Куанг Дык изображался в момент возгорания.
**Не смотря, даже на кремацию, сердце Тхить Куанг Дыка, осталось нетронутым пламенем. Буддийские монахи поместили его в чашу, признали и объявили святыней, нетронутое пламенем сердце в буддийской культуре называется: шарира. Шарира — это символ сострадания.