Предсказамус настрадал. Кем на самом деле был «великий пророк»?
14 декабря 1503 г. в семье нотариуса, взявшего фамилию Богоматерный, родился первенец, Назвали его Михаилом — так можно перевести на русский имя Мишеля де Нотрдама. Привести свою фамилию в тот вид, что знаком нынче всем, Мишель сумеет только через 30 с лишним лет, получив вместе со степенью доктора медицины право называться Нострадамусом…
В массовом сознании этот псевдоним стал чуть ли не синонимом ясновидящего как такового. О чём говорит и шикарная фраза «предсказамус настрадал», доказывающая, что «пророка Нострадамуса» из обыденной культуры уже не вырубить никаким топором.
Выражение «биография писателя — его книги», в общем, правильное. Но если попробовать применить его к Нострадамусу, мол, биография пророка — его предсказания, то выйдет конфуз. Потому что пророчествами Мишель де Нотрдам занимался не то чтобы долго: он прожил весьма почтенный по тем меркам срок — без малого 63 года, а на ниве предсказаний трудился от силы лет 15.
Король не пострадал
Может быть, полагается учитывать качество пророчеств? Есть ведь любители утверждать, что они исключительно точны и сбываются чуть ли не в 90 случаях из 100. Однако и здесь всё не очень гладко. «Главный» его труд — «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса» — содержит 963 четверостишия-катрена. Практически все они без датировки. Вернее, есть лишь 11 точных дат.
Добро бы ещё сбылись хоть они — но тщетно. Вот, скажем, катрен 6:54, который предрекает: «Арабами схвачен король Марокко в год 1607 от Рождества Христова» — звучит зловеще. Если, конечно, не знать, что арабское завоевание Северной Африки состоялось за 900 лет до этой даты и что в «предсказанном» году ни один «король Марокко» не пострадал.
Единственным более-менее точным попаданием можно считать это: «Христианская церковь подвергнется жестоким преследованиям. Это продлится до 1792 г., который будут предполагать возобновлением века». Такое пророчество выдал Нострадамус в своём письме к французскому королю Генриху II. Насчёт «жестоких преследований» — правда. Но лишь наполовину.
Великая французская революция к 1792 г. действительно уже успела конфисковать церковное имущество. Однако репрессии только набирали обороты. Массовые расстрелы священнослужителей начались как раз в том самом году, когда по Нострадамусу всё должно было закончиться. А впереди ещё был якобинский террор и бегство 40 тыс. французских священников за границу.
Зато по поводу мотивов, что побудили его приняться за создание своих знаменитых «Центурий», Нострадамус высказался действительно пророчески: «Я решил в тёмных и загадочных выражениях рассказать о переменах в судьбах человечества, не оскорбляя при этом ничьих хрупких чувств». Учитывая, что мы живём в эпоху, когда «оскорбление чувств» — одно из самых ходовых обвинений, надо отдать пророку должное — что-то он и впрямь подозревал.
Другое дело, что конкуренция на «рынке пророков» была в те времена ураганной. Предсказания и астрологические изыскания были чем-то вроде обязательной программы, которую следовало отработать каждому уважающему себя учёному, чем бы он ни занимался. Скажем, современник Нострадамуса Джироламо Кардано тоже был врачом и тоже составлял альманахи предсказаний и гороскопы. Они давно забылись, да и имя этого итальянца мало о чём говорит нашим современникам. А ведь мы пользуемся его изобретением — карданным валом — всякий раз, садясь в автомобиль.
Магия и технология
Нострадамуса же помнят отлично, хотя за ним не числится никаких значимых открытий ни в области техники, ни в области медицины. Нет, врачом он был честным и безукоризненно мужественным, о чём свидетельствует эпизод его борьбы с эпидемией чумы в городе Экс-ан-Прованс: «Городские власти бежали, лавки были закрыты, улицы зарастали сорняками, а жители заворачивались в простыни и устраивали себе погребение при жизни. Одни бросаются в колодцы, другие прыгают из собственных окон». Что делает Нострадамус?
Прежде всего внимательно читает самую свежую новинку 1546 г. — труд своего коллеги Фракасторо «О заражении». Там впервые употребляется слово «инфекция» и говорится, что болезни распространяются невидимыми семенами — через дыхание и одежду. Нострадамус делает выводы и вместо традиционных кровопусканий, сводящих в могилу почище чумы, велит надевать на нос и рот полотняные повязки, пропитанные «особым составом из пахучих трав». Плюс мыть всё уксусом, окуривать помещения дымом, а вещи больных уничтожать. Чума отступает. Нострадамуса провозглашают волшебником.
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — только в соответствии с этим постулатом можно рассматривать головокружительную карьеру Нострадамуса. Это, как можно видеть, касается медицины. Но это же касается и его предсказаний. Славу и деньги ему принесли вовсе не «Центурии», а ежегодные альманахи с пророчествами на текущий период. Своего рода политинформация с элементами прогнозов. Вот они были пугающе точны.
Так, в 1560 г. он предсказал, что церковь Св. Иоанна в Лионе будет осквернена. В апреле 1562 г. этот храм был действительно разграблен восставшими протестантами — это было одно из первых разрушений Религиозных войн, которые сотрясали Францию до конца столетия. Эффект от пророчества был велик: «Нострадамус предсказал те времена, когда гугеноты взбунтуются, — может быть, под влиянием звёзд или же сатана, который их вёл, предуведомил его».
На самом деле здесь не было никакой нужды прибегать к услугам сатаны. Достаточно было простых наблюдений и не очень сложного анализа, тем более что религиозные фанатики тогда чуть было не убили его самого: «На Страстной пятнице 500 людей, вооружённых железными палками, бросились из церкви. Среди протестантов, которых нужно казнить, они называли имя Нострадамус, так что я бежал в Авиньон», — писал про себя проницательный аналитик.