Место для рекламы

Евгения Симонова

«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор играет персонажей на 20 лет моложе. И то, что творческая биография так складывается, конечно, удача и везение. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.

«К старению нужно относиться как к естественному движению жизни и пытаться найти в каждом отрезке свой смысл».
В актерской судьбе все решает не возраст, главное — испытывать внутреннее удовлетворение, без страха смотреть в будущее и не стыдиться того, что осталось позади.

Детство и юность

Симонова Евгения Павловна родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде. Через некоторое время после рождения девочки семья переехала в Москву, где отец Павел Васильевич получил работу в недавно созданном Институте высшей нервной деятельности.

Преданность делу стояла для учёного на первом месте, и он, не раздумывая, принял приглашение своего учителя совместно развивать новый институт, который отец Евгении Симоновой впоследствии возглавлял на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская преподавала английский язык в педагогическом институте.

В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила особо чётких планов на будущее. Ей нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьёзно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии стать преподавателем английского языка, как и мама. Параллельно Евгения занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе всё изменилось.

Научные изыскания отца Евгении Симоновой лежали в междисциплинарной области, и в то время он был занят изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила учёного прочесть цикл лекций для студентов, посвящённый этой проблеме. Евгения Симонова вспоминает, что отец, будучи талантливым учёным, проявлял также интерес к искусству. Его лекции превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед Евгенией Симоновой открылся новый неизведанный мир театра.

Девочка решила попробовать поступить в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие институты набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьёзные» университеты проводили вступительные экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с театральным.

Так получилось, что абитуриентку приняли в Щукинское училище. Женя подавала документы в несколько театральных школ, однако все, кроме Щукинского, ответили категорическим отказом. В годы учебы наставником Евгении Симоновой стал выдающийся советский актёр Юрий Васильевич Катин-Ярцев.

Первые годы в вузе тяжело давались начинающей актрисе. Она вспоминает, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой значительно позднее. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая стесняется выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть в хрупкой Жене способности.

Помощь в адаптации к актерской профессии Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника.

Другие актеры также тепло относились к молодой артистке. Близким другом, а не просто коллегой, стал Игорь Костолевский.

Евгения Симонова — одна из тех актрис, на которой держится репертуар театра Маяковского. За четыре десятка лет она сыграла множество спектаклей. Помимо родного театра, Симонова неоднократно выступала на других сценах. Самым плодотворным оказался союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек.

Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, актриса выступала на театральной площадке «Сфера», в ЦДА имени Яблочкиной, театре на Малой Бронной.

Сейчас Евгения выходит на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей. За роль Софьи Андреевны Толстой артистке вручили «Золотую маску». В пьесе Людмилы Петрушевской «Московский хор» о хрущевской оттепели Симонова перевоплощается в главу семьи, живущую в тесной коммуналке.

Евгения Павловна — народная артистка России (1995), обладательница множества театральных и кинопремий. Примером для подражания, по признанию актрисы, для нее была Наталья Гундарева, с которой они выступали на одной сцене. В интервью Симонова назвала Гундареву «великой актрисой», а масштаб ее личности «космическим». Симонова счастлива, что ей довелось работать вместе с кумиром.

Фильмы

Уже с 1-го курса училища Евгения Симонова начинает сниматься в кино. Первой серьёзной работой актрисы было участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Не осталось незамеченным появление девушки в фильме «Афоня» режиссёра Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати.

В киноиндустрии того времени за Евгенией Симоновой прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: ее стали узнавать на улицах, почтовый ящик был переполнен письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Евгении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.

Однако эта популярность обернулась жёсткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твёрдо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.

Актриса вспоминает, как в студенческие годы отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам было дано задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, Женя взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене она так старалась передать жесты и манеры, присущие, по её мнению, падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.

Впрочем, несмотря на отсутствие в творческом наследии ролей отрицательных героинь, лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа.

Очередной яркой ролью для артистки стало раскрытие персонажа принцессы в фильме-сказке «Обыкновенное чудо», который снят в 1974 году. В картине Марка Захарова по одноименной пьесе Евгения Шварца Симоновой довелось сыграть вместе со звездами советского кино Андреем Мироновым и Александром Абдуловым, Евгением Леоновым и Юрием Соломиным, Ириной Купченко и Олегом Янковским.

Фильмография актрисы насчитывает свыше 80 кинокартин и телевизионных спектаклей. Самые запоминающиеся роли Симоновой остались далеко в прошлом. После значительного успеха в молодом возрасте артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере.

По-настоящему возвращение актрисы состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в популярном сериале «Дети Арбата» Андрея Эшпая. Затем Евгения Павловна снималась у мужа в фильме «Многоточие», а также в картине «Событие» по произведению Владимира Набокова, где сыграла мать героини Чулпан Хаматовой.

Из большого количества проектов сама актриса выделяет 2 не самых популярных у зрителя. Это участие в киноленте Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не имела народной любви, но побывала на кинофестивале в Венеции. А также роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».

К 60-летию актрисы на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей сыграл единственного сына главных героев телеистории.

Драма «Память осени» — осуществленная Андреем Соколовым экранизация романа Андрея Звягинцева «Последний идол». Фильм раскрывал взаимоотношения членов семьи высокопоставленного чиновника.

Смерть главы семейства обнажает скрытые конфликты между близкими людьми. Персонаж Евгении Симоновой, тихая на первый взгляд женщина, подруга семьи, превращается в жесткую и неумолимую новую хозяйку дачи, с которой выселяют прежних постояльцев. Актрисе впервые довелось поработать на одной площадке с Инной Чуриковой, сыгравшей главную роль.

Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Симонова исполнила роль первой жены директора гастронома Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.

Создатели фильма не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.

Личная жизнь

У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминает родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери пережить потерю самого близкого человека, с которой она не смирилась до сих пор. Симонова уверена, что жизни ее детей также сложились удачно. У нее две дочери от двух мужей. Есть внуки.

Личная жизнь актрисы редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом.

Разные фамилии объясняются тем, что Юрий Симонов решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.

По словам старшего брата, в молодости, во время учебы в «Щуке», весь курс сестры побывал у нее дома. А это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний стал первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство Жени с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.

Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над фильмом «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине роль офицера Зимина. В браке с Александром у Евгении Симоновой родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.

Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в театре Маяковского, знакома зрителям по ролям в картинах «Иван Грозный», «С чего начинается Родина», «Склифософский».

По паспорту Зоя — Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним, чтобы в театре их с мамой не называли Симоновой-старшей и младшей.

Второй муж Евгении Симоновой — режиссёр Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни «Москвичи». В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка и актриса Мария Эшпай-Симонова.

Интернет прочно занял место в обыденной жизни людей, но Евгения Павловна предпочитает традиционные, живые способы общения. У Симоновой нет аккаунтов в «Инстаграме» или «Фейсбуке», а фото любимой актрисы поклонники без труда отыщут в Сети.

Евгения Симонова сейчас

В 2017 году Евгения Симонова получила главную роль в мелодраме «Осиное гнездо». Актриса предстала в образе главы семейства, в котором нет мужчин. Экранную дочь сыграла Мария Куликова, внучек — Ирина Антоненко, Елизавета Арзамасова и Ксения Лукьянчикова.

Героиня Симоновой однажды уходит из дома, оставив завещание, по которому имущество достается чужому человеку. В доме находится редкое полотно Ван Гога. За картиной охотится притворяющийся искусствоведом персонаж Андрея Чернышова. В действительности мужчина — хозяин борделя.

Сериал «Ланцет» представил Евгению Павловну в образе врача больницы, коллеги Павла Трубинера и Бориса Каморзина. Трубинер играет хирурга, который из-за личных проблем не в состоянии оперировать и соглашается возглавить отдел внутренних расследований.

Осенью 2018 года завершились съемки 2-го сезона детектива «Метод», в первой части которого главную роль исполнил Константин Хабенский. Следователь с паталогическими наклонностями признался, что убил мать героини Паулины Андреевой, за что поплатился собственной жизнью. В «Методе 2», как рассказал актер в интервью блогеру Юрию Дудю, история Меглина продолжается.

Картина подарила Симоновой неожиданную и трудную роль учительницы-маньячки. В этой же роли Евгения снялась и в сиквеле.

Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России 19 века. Сюжет фильма вращается вокруг девушки, приехавшей в провинциальный город с 2 целями — погостить у любимой тетушки, роль которой исполнила Симонова, и отыскать жениха, сбежавшего из-под венца. «Тайны» считаются приквелом мистической ленты «Анна-детективъ» и рассказывают предысторию того, почему учительница математики взялась за расследование преступлений.

Опубликовал    04 янв 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Памяти Олега Табакова

Олег Павлович Табаков — советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 — 2000).

Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Несколько…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  13 мар 2018