Иногда непредсказуемые ответы студентов на уроке ставят в тупик.
Заканчивалась пара практической работы, на которой студенты сдавали отчеты и защищали выполненную работу, отвечая на контрольные вопросы и объясняя ход выполнения и расчеты, которые они сделали.
Расчеты в работе были не сложные и сводились к переводу относительных единиц в натуральные и обратно.
Для тех, кому такие понятия не знакомы, поясняю: необходимо выполнить пересчет через функции десятичного логарифма и функцию 10x, т. е. практически это программа средней школы, студенты 2-ой курс и предполагается, что эти темы они знают. И вот подходит очередной студент и в его отчете сразу видна ошибка: 10 · lg 100 1000 (должно быть 20). Прошу объяснить, как получил результат. Студент объясняет: выкинул непонятные буквы и умножил 10 на 100. У меня легкий ступор. Пытаюсь объяснить, что это совершенно не верно, но начинаю, видимо, слишком издалека. Говорю, что непонятные буквы и 100-это единое выражение, где 100-аргумент, а lg- функция. Вижу, что после моих слов ступор у студента, и вдруг вопрос: А что такое функция? Не могу понять, студент меня внаглую разводит или действительно тупит. Но пытаюсь, всё же, выяснить уровень его знаний и начинаю рассуждать: есть функции, есть их аргументы, есть переменные, коэффициенты. В ответ тишина. Решила привести пример, пишу выражение 2 · x · y2, не озвучивая его, обвожу в кружок каждый член выражения и поясняю:
обведенная 2 — это коэффициент, он постоянный, обведенный х — это переменная, может принимать любые значения, обведенные у2 — это степенная функция, видишь цифра сверху…
В ответ полная тишина. Чувствую все мои объяснения мимо, но поскольку цель получить не оценку, а зачет, решилась на полный примитив и прошу студента прочитать выражение.
В ответ слышу (читать не символами, а буквами русского алфавита): два ху и два наверху… Хорошо звонок прозвенел… Объяснять я больше уже ничего не могла …