Лев Николаевич Толстой. Война и Мир. Несомненно это один из самых выдающихся романов русской классики и мировой литературы. Споры вокруг этой книги не стихают до сих пор. Школьники каждый год пишут сочинения по образам и сюжетам этой книги, пытаются заглянуть в глубины русской души, как это умел делать Великий Мастер пера. Режиссеры в погоне друг за другом экранизируют роман, громко заявляя, что им открылось нечто такое и они покажут это в своей картине. Много разных статей, анализов, рецензий, научных работ, всего и в век не перечитать.
Так вышло, что в школе я не читал этот роман, когда проходили по школьной программе. Тем не менее, это не помешало мне написать сочинение на пять, прочитав какую то рецензию из сборника сочинений. Примерно четыре года назад в возрасте 28 лет я все же взялся за этот роман. Прочитал за три месяца все части. Признаться, когда только прочел первые две страницы, я подумал, что за тягомотина, как это читать, это ведь ужасно скучно, все эти светские рауты и балы. Неужели вся книга такая? Но после десятой страницы я уже не мог остановиться.
Итак, книга осилена. И какие же она оставила ощущения? Ну, во-первых, совершенно очевидно, что это книга не для 16−17 летних ребят. Нет, конечно, пусть ребята читают и в 16, и в 14 лет. В этом ничего нет. Но, боюсь, в свои 14 юный читатель мало что сможет для себя вынести и осмыслить из этого произведения. Толстой писал роман несколько лет, начинал писать его, когда ему было далеко за 30. И в романе рассуждает, ведет повествование автор мужественный, немало повидавший, тонкий знаток человеческих душ, и, чтобы понять автора, надо хотя бы немножко соответствовать уровню автора. Иначе, многие мысли, которые автор хотел бы донести, будут просто упущены читателем, попросту непоняты. Так как ничего подобного читатель в своей жизни еще не пережил и не понимает.
Сам Толстой не любил этот свой роман, называл его пустышкой, написанной в угоду и на забаву публике, дабы просто заработать на ней. И это чувствуется, чувствуется по персонажам книги, над которыми, выражаясь современным языком, автор стебается всю книгу. У него нет ни одного абсолютно положительного и абсолютно отрицательного персонажа. В одной главе одни герои представлены в плохом свете, другие в хорошем. Но уже в следующей герои поменялись местами. И вообще, сами персонажи в этом романе не главные действующие лица. Они просто присутствуют фоном. Главное, что хотел показать Толстой в своем романе, главные действующие лица — это народ. И не только русский, но и французы, и не только национальности, но и сословия — аристократы и простолюдины, командиры и простые солдаты. За описаниями действий, характеров персонажей, знакомство с их жизнью, все это сделано только с одной целью — показать как ведет себя общество, как изменяются люди, когда обстановка вокруг них меняется критически.
Хотя, есть один герой, персонаж, к которому у автора чувствуется уважение. Это образ Кутузова. Кутузов в образе глубокого старца, одолеваемого многими болячками, но непременно держащего все под контролем и хитрого полководца. Хотя, вся хитрость Кутузова заключается лишь в том, что он до последнего оттягивал главное сражение, не видя особого смысла в этом сражении, напрасная мясорубка, и хитрый план заключался лишь в изматывании противника длинными переходами и приближение русской зимы, к которой неприятель был не готов.
В школе пишутся сочинения по отношениям Наташи и Андрея, метаниям Пьера, о подлости Курагина. Но сам Толстой писал не о них. Он писал о простом народе, крестьянине и солдате, которые безропотно подчиняются воле судьбы, но на их могучих плечах только и может выстоять Россия, всегда стояла и будет стоять. Политика, интриги, разговоры наверху остаются только разговорами, все действия совершаются внизу. Войны выигрывают не полководцы, а солдаты, которые есть у этого полководца. И если солдаты не верят в свою победу, в святость своего дела, что сражаются за правду, то каким бы не был этот полководец гениальным, сражения ему не выиграть. Вот об этом писал Толстой. Ну, а пока в школах будут продолжать писать школьные сочинения об том, что чувствовала Наташа во время своего первого бала, то значит современному обществу еще далеко до истинного понимания произведения этого романа.