Рано или поздно каждый из нас задается вопросом, как бороться со своими страстями.
Ну, слушайте, это не ко мне вопрос — я ещё не начинал, вот в чем дело.
Может быть, в святоотеческом ключе?
Нужно начинать с того малого, говорят они, что мы ещё можем сделать. Например, сев за стол, я не могу выйти из-за стола, чтобы ещё есть хотелось, ну невозможно. Надеюсь, все меня понимают, правда же? Иоанн Лествичник об этом очень написал. У него есть «Лествица», там всё по ступеням. Одна из этих ступеней называется «О любезном для всех и лукавом владыке — чреве». Замечательно! Чрево, ну ещё бы! Поэтому я не могу, конечно.
И святые отцы предлагают вставать из-за стола, чтобы немножко ещё есть хотелось. Но я не могу. Это немыслимо, вы что! Это уж надо быть, не знаю, каким святым. Тогда они говорят, ну ладно, хорошо, не можешь, тогда возьми хотя бы
такой пример: есть такая замечательная книга, душеполезные поучения аввы Дорофея. У него появился ученик, один солдат, Досифей, очень простой человек. А монастыри питались просто, что называется, хлеб и вода. Досифей, как и положено солдату, любил покушать, и ел очень много. Дорофей, видя, что тот слишком увлекается чревобесием, предложил ему попытаться что-нибудь сделать: «Видишь хлеб, большую буханочку, ешь и скажи, когда тебе хватит». Досифей съел эту хорошую буханочку: «Да, пожалуй, я наелся». — «Наелся — хорошо. А теперь давай разрежем эту буханочку пополам. Половиночку — ещё пополам. Четвертинку — ещё пополам. Осьмушку — ещё пополам». Остается 1/16. А теперь ешь, но 1/16 отложи. Как, Досифей, ты сыт?" - «Ну, немножко бы я съел еще». — «Ничего, потерпи немножко». Через неделю спрашивает: «Ты как?» — «Сыт». — «Теперь давай ещё 1/16…»
Представляете, принцип какой? Правда, интересно? Ещё 1/16, и так постепенно Досифей, этот могучий воин, стал есть столько, сколько оно и нужно. Одним словом, не объедался. То есть они нашли разумную меру.
Я о чем говорю. Есть некий способ. Мы очень слабые люди, действительно, в этом должен сознаться каждый. Но мы не можем. Я просто привел пример с пищей, а с другими вещами? Попробуйте по городу пройти, чтобы глаза не вращались, как плошки. Попробуйте сойтись со своими знакомыми и не осудить всех на свете, кто только попался, начиная с высших, до низших. Мы же очень святые люди, то есть грешные, извините. И вот так у нас.
Так вот, советуют, дают такой совет: воздержись в том, в чем ты ещё можешь воздержаться, на что имеешь еще силы. Например, всех на свете пересудил, но ещё одного хочется, но уже так — не имеет большого значения. Ну, воздержись! Воздержись от этого. Хотя бы одну минуту, пройди по городу, не поворачивая свои глаза направо и налево. Ну, попробуй этот телевизор, несчастный, не левой пяткой, а правой выключать. Попробуй ещё что-нибудь такое.
Принцип какой — начинать нужно с того, что я могу, действительно могу. Потому что много я не могу, не могу — и всё! Как хотите.
Один человек прислал мне письмо: «Как бороться с пьянством, я не могу, я спиваюсь. Спрашиваю батюшек, они говорят — не пей. Так я и спрашиваю у них о том, как не пить, а они говорят — не пей!» Уж больно простой рецепт. Пришлось дать ему такой совет, как авва Дорофей предложил: начинать с того маленького, что ещё мы можем.
Например, сел — нога на ногу, и вдруг вспомнил, и никто не знает, почему я ногу вдруг снял. Снял — и все. Никто не знает, почему я снял ногу с ноги, правда же, почему я вдруг отвернулся и не смотрю, или еще что-нибудь. Начинать нужно с того, на что я действительно еще способен, будучи абсолютно слабым человеком. Так же, как это делают атлеты, спортсмены. Знаете, что наука духовной жизни, которая называется аскетикой, происходит от греческого слова «аскео», то есть «тренируюсь», «упражняюсь».
Вы что думаете, те силачи, которые поднимают 200 килограмм, так прямо и начали? Ничего подобного! Начали совсем с небольших гирь. Совсем с небольших, и видите, чего достигли.
Так и здесь. Но требуется что? Постоянство. А не так: один раз с ноги снял одну ногу с другой, и забыл. Нет. В этом требуется постоянство, в этих мелких, кажется, незначительных вещах, постоянство, постоянное внимание. И вот тогда, оказывается, происходит некая тренировка, так же, как у спортсменов — мышцы укрепляются, становятся всё более сильными, ножки — более бодрыми. Смотришь, спортсмен начинает понемножку двигаться, продвигаться.
Вот, наверное, какой способ. Но это, конечно, только одна из сторон. На самом деле, это наука очень немалая.
И ещё один момент, без которого абсолютно невозможно никакое начало духовной жизни, — это борьба с мыслями. С мыслями и своим воображением. Если мы не будем бороться с мыслями, мы ничего не достигнем, слышите? Ничего. А, к сожалению, мы и грехом-то это не считаем даже: я же никому вреда не делаю, правда, что я себе картинки рисую. Да ты хуже делаешь, ты себя калечишь. Себя калечишь этими своими картинками, мыслями, планами и прочим.
Борьба с мыслями. С какими, с дурными, естественно. Почему святые отцы и советуют приучать себя к правильной молитве. К какой правильной? К той, что только со вниманием. Без внимания — это не молитва. Надо запомнить, это самообман, слышите? Самообман, когда я трещу молитву: та-та-та-та. Это самообман. Еще раз повторяю: правильная молитва только та, которая совершается с благоговением и вниманием — к этому надо приучать себя. Именно приучать, постоянно напоминать себе, как только мысль пришла, опять. Вот в этом отношении есть замечательная молитва, оставленная нам святыми отцами, которая называется молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, помилуй меня. От всей души. Разве это долго сказать? Это же совсем не долго. Раз, два, три, несколько раз сказать — и исчезла. Опять пришла на память — опять сказать, опять сказать…
Вот таким образом человек, постепенно приучая себя к этой молитве, он постепенно начинает вести и правильную борьбу с мыслями, он становится способным бороться с мыслями и со многими другими вещами, с которыми до сих пор он даже и представить себе не мог какую-либо борьбу. Вот, может быть, такой, говорят, путь. Но я-то, правда, не знаю.