Леонардо да Винчи: Потерянный шедевр
Исследователи обнаружили во флорентийском Палаццо Веккьо следы фрески, которая, скорее всего, принадлежит кисти легендарного создателя «Джоконды». Сейчас исследователи утверждают, что нашли первое веское доказательство того, что фреска, принадлежащая кисти самого Леонардо да Винчи, находится под батальной фреской, созданной в более поздний период Джорджо Вазари…
Предстоит проделать еще огромный пласт работы, но сделанное исследователями открытие, судя по всему, разрешило вопрос, терзавший специалистов более пятисот лет о местонахождении фрески Леонардо да Винчи.
Похоже, мы становимся свидетелями колоссального события в истории искусства — одного из наиболее значимых событий за многие десятилетия.
В 1503 году Леонардо да Винчи был нанят для создания картины «Битва при Ангьяри» флорентийскими правителями. Фреска должна была располагаться в так называемом «Зале пятисот» в Палаццо Веккьо во Флоренции. Современники называли эту работу Леонардо шедевром. Однако фреска загадочным образом исчезла, когда для дальнейшей работы по росписи «Зала пятисот»" в Палаццо Веккьо был нанят еще один известный живописей Джорджо Вазари.
Именно кисти Вазари принадлежат шесть фресок, ныне украшающих стены зала. Считалось долгое время, что фреска Леонардо да Винчи утрачена навсегда.
После нескольких столетий дискуссий о том, могла ли фреска сохраниться, команда исследователей во главе с искусствоведом Маурицио Серачини из университета Калифорнии Сан Диего, проделала крохотные отверстия в существующих трещинах и расколах фрески Джорджо Вазари.
Сквозь получившиеся отверстия были вставлены микрокамеры и специальные зонды.
С помощью зондов, которые удалось провести через шесть отверстий в стене с фреской Джорджо Вазари, ученые сумели получить образцы — там были обнаружены черная, красная, белая, оранжевая краски и черный пигмент — доказательства того, что под фреской есть еще одна картина большого размера
Главным доказательством правильности теории о том, что за фреска скрывается под работой Вазари, является вышеупомянутый черный пигмент — он отличается особым составом, в который входят марганец и железо, и совпадает по формуле с тем пигментом, который использовался Леонардо да Винчи при работе над «Джокондой» и «Иоанном Крестителем». На фотографии: с помощью зонда, который удалось провести через отверстие в стене с фреской Вазари, ученые получают пробы вещества для анализа
«Это особый тип красителя, который использовался только Леонардо да Винчи и не присутствовал в работах других живописцев», рассказал доктор Серачини на пресс-конференции в «Зале Пятисот».
Сейчас команда исследователей, возглавляемая искусствоведом Маурицио Серачини хочет продолжить свои работы и проделать ряд отверстий в других участках стены с фреской Джорджо Вазари, чтобы проверить, будут ли обнаружены новые доказательства того, что под фреской Джорджо Вазари находится действительно потерянный шедевр Леонардо да Винчи.
«Это поистине незабываемый день», отметил Терри Гарсиа, президент общества National Geographic, которое выступило спонсором проведения исследовательских работ. «Мы очень долго ждали этого момента. Эта команда специалистов раскрыла величайшую тайну, которая на протяжении пятисот лет не давала покоя многим искусствоведам и ценителям искусства. Это открытие является необычайно значимым не только для Италии, но и для всего мира в целом».