Людям невыносимо чужое несчастье. И невыносима мысль, что беда может случиться с кем угодно, когда угодно, без всякой причины. И эту причину люди стараются отыскать; должна же быть причина. Тогда можно избежать опасности, надо просто не повторять чужих ошибок. Ведь тот, с кем случилось плохое, совершил ошибку. Значит, он сам виноват в своём горе.
Так не все размышляют, но многие. И начинают винить того, с кем произошло плохое. Ему следовало быть внимательнее, разумнее, добродетельнее, и ничего бы не произошло. Он сам виноват! Эта мысль приносит иллюзию защищенности.
Но всего страшнее, когда обвиняют близкие. А они обвиняют яростнее чужих — им же надо снять с себя ответственность. Избавиться от своей вины. И так часто во время общего горя раздаётся укор: «это ты виноват!». Вместо поддержки вот этот укор раздаётся. Который может окончательно раздавить человека.
Когда у Айседоры Дункан погибли дети, ей сначала горячо сочувствовали. И винили шофёра, который вышел из автомобиля, пытаясь его починить. А машина поехала и упала в реку… Айседора просила простить шофёра, его вины не было. Тогда обвинили её. Зачем она жила без брака со своим мужем? И родила незаконно этих бедных крошек? Это её Бог покарал за плохое поведение! Сочувствие сменилось осуждением.
Но всего хуже были слова мужа, Париса Зингера. Он упрекнул Айседору в том, что она плохо следила за детьми. Она танцевала вместо того, чтобы выполнять материнские обязанности! Дети погибли из-за неё.
А потом и Есенин спьяну, конечно, не со зла, попрекал Айседору: зачем она так много плачет и все о детях говорит? Хватит уже рвать сердце!
Потому не прельщайтесь сочувствием публики — оно быстро проходит. И сменяется поиском причин, а потом — обвинением. И от близких можно ожидать обвинения — так тоже бывает. Сначала сочувствие, а потом обвинение. Не от злобы, а от страха и невыносимой вины. И невыносимой мысли о непредсказуемости жизни…
Люди устают горевать вместе с нами. Устают нести ношу чужой болезни или беды. Это нормально. И это можно пережить, если помнить — сочувствие не бывает долгим. Если нет истинной любви. А истинная любовь — большая редкость. Но она бывает. И узнать её можно по простому признаку — человек терпит долгую печаль вместе с нами. И не исчерпывается его терпение.