Место для рекламы

Неприкаянный гений

Мир признал Амедео Модильяни гениальным скульптором и живописцем только после его смерти. Зато та, чьи портреты так увлечённо писал художник, знала это всегда. Её имя высечено рядом с именем Модильяни на гробовой плите. И имя это — Жанна Эбютерн.

Он видел её во сне. Довольно часто и очень ясно. Даже признался однажды другу, румынскому скульптору Константину Бранкузи, что ждёт единственную, которая станет его вечной любовью — ту самую, из сновидений.

И это — слова Амедео Модильяни, жгучего красавца, познавшего не одну сотню женщин! Нищий, гордый, потерянный и страстный — живая достопримечательность богемного Монмартра, объект желания всех мадемуазель в округе, мечтавших ему позировать. Амедео менял их с такой же скоростью, с какой писал картины.
Скульптора Анри Лорана как-то возмутила быстрота, с которой Модильяни написал его портрет. А тот парировал: «Я могу поработать над ним еще, но тогда только испорчу».
Он жил стремительно. Не горел — сгорал. Быстро работал. Быстро распробовал вкус алкоголя, кокаина и гашиша и с их помощью так же скоро подорвал своё здоровье: заработал туберкулёз и хронический алкоголизм.
Но женщины любили его и таким. Трактирщицы кормили за рисунки — мгновенные карандашные наброски, которые Амедео делал здесь же, при них. Анна Ахматова, проведшая с Модильяни несколько дней своего парижского медового месяца, кидала ему в окно закрытой мастерской розы. А он потом восхищался, как красиво они лежали, и не верил, что Анна бросала их наугад. Английская аристократка Беатрис Хастингс — первое по-настоящему сильное чувство Модильяни — скандалила, дралась с ним, изменяла. Но расстаться не могла.

В период их бурных отношений Модильяни создал настоящие шедевры. Но чувства слишком накалились, и Беатрис не выдержала первая. Спустя два года после начала их романа она… попросту сбежала от художника.
Сперва Модильяни вообразил, что не переживёт предательства. А потом, когда в очередной раз отправился напиваться, заглянул в кафе «Ротонда» и увидел её — девушку-сновидение.
Он долго вглядывался в эту хрупкую маленькую фигурку, в юное миловидное лицо с невероятно белой кожей. А потом подошёл и, попросив: «Посиди так», тут же начал набрасывать портрет девушки.

Существует и другая версия знакомства Амедео с Жанной: он заметил её в Академии Каларосси, где за 50 сантимов можно было получить натурщика и место за мольбертом. Миниатюрная девушка проводила линию и тут же тщательно стирала её резинкой, а затем начинала всё заново.

Как бы то ни было, с первой же встречи они стали неразлучны.

Жанна Эбютерн была похожа на изящную птицу, которую легко спугнуть. Кроткая, молчаливая, очень женственная. Друзья прозвали её «кокосовый орех» за резкий контраст снежной кожи и тёмно-каштановых волос. Ей было 19, и она странно дополняла 32-летнего, изнеможенного недугами и нищетою, Модильяни. Они переходили один в другого, будто паззлы — это отмечали все.

Вот только семья Жанны была не в восторге от партии дочери. Да что там: в ужасе и гневе! Но скромная девушка проявила характер и отправилась вслед за Модильяни в крохотную мастерскую вблизи Люксембургского сада.

Они существовали просто за гранью бедности: имеющихся денег не хватало ни на что. Творения Модильяни не имели и капли успеха. Амедео по-прежнему безбожно пил, пропадал на целые дни, а Жанна с удивительным терпением шла в ночь отыскивать его и возвращать домой. И, несмотря на трудности, Модильяни беспрерывно писал свою маленькую Эбютерн. Он посвятил ей десятки портретов, он вдохнул в свою живопись новые яркие краски, по-прежнему кладя их широким плотным мазком. Жанна была не только верной женой, но и неизменным ангелом-хранителем Модильяни.

Вскоре у них родилась дочь. Друзья этого маленького семейства тревожились всё больше: больной художник, хрупкая женщина и младенец жили в нетопленной мастерской, частенько голодали, и, кажется, не собирались ничего менять!

Однажды друг Амедео, Леопольд Зборовски, вместе с женой буквально затащил Жанну Эбютерн к себе домой и принялся её убеждать, что Модильяни надо спасать — он гибнет! Пьёт сверх всякой меры, теряет веру в свой талант… Жанна внимательно слушала и вдруг тихо, но твёрдо возразила:

— Вы просто не понимаете: Моди обязательно нужно умереть.

Зборовски опешили.

— Он гений и ангел. Когда он умрет, все сразу это поймут, — добавила Жанна.

История доказала её правоту.

Она понимала своего художника лучше всех. Амедео не стремился выжить, хоть иногда и делал вид, что думает об этом. Жанна знала, что его смерть близка, и знала, как она поступит. Однажды, в её отсутствие, Зборовски заглянул к ней в комнату и оторопел: на полу стояли два незаконченных автопортрета Жанны. На одном она вонзала себе в сердце нож, на другом — падала из окна…

Зима 1920 года была особенно суровой. В середине января Модильяни сильно простудился и слёг. Его поместили в Шаритэ — больницу для бедных и бездомных, где он и умер 24 января, в горячечном бреду повторяя: «Моя Италия…».
Жанна долго стояла у тела, не плача и ничего не говоря. Она была беременна вторым ребёнком (в день, когда Модильяни узнал об этом, он написал: «Сегодня, 7 июля 1919 года, я даю обязательство жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн…» Не сложилось.).

Так и не повернувшись к Амедео спиной, Жанна вышла из палаты.

Родные настояли, чтобы Жанна поехала к ним, в дом, где росла. Она безмолвно повиновалась. И всю ночь, по-прежнему не проронив ни слова, ни слезинки, простояла у окна. Брат, периодически заглядывавший в комнату, уговаривал её лечь — Жанна не отзывалась.

Муза не живёт без гения. Какой в этом смысл? Амедео был уже далеко от земли, и на рассвете Жанна шагнула вслед за ним с шестого этажа…

Опубликовал    15 ноя 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

Тайны, скрытые под слоем краски известных картин

Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря у…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  21 июл 2019