Место для рекламы

«Черный Квадрат — это вершина всего». Немного о Малевиче

Невозможно делать открытие каждый час, день и даже месяц. Только ребенок так познает и открывает, задавая «глупые вопросы». Матисс провозгласил: смотрите на мир глазами ребенка…

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев — 1935, Ленинград) — художник-авангардист. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 Малевич Казимир окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 — 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск.

Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Ранние работы художника близки к импрессионизму и фовизму.

В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо.

Став членом группы «Алмазный нож», Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм». В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др.

Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. Став членом группы «Алмазный нож», Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм».

В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».

Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка.

Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.

Второй «Черный квадрат» написан около 1923 г. при участии Казимира Малевича его ближайшими учениками — Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным — для триптиха, включавшего также «Чёрный Крест» и «Чёрный Круг».

История написания картины с «Квадратом»

Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:
«Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только»

Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне — картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи. Как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда.

Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал.

И действительно, эта картина — результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои — розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом.

Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Малевич считал, что «Черный Квадрат» — это вершина всего.

Малевич отменил живопись в начале ХХ века. Но только к середине века Джакометти отменил скульптуру, сделав ее плоской. Черным квадратом Малевич закрывал всё, что было до него. «Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства». Малевич преклонялся перед прогрессом.

«Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе, великие изобретения: телефоны, телеграфы и дредноуты». Авто или самолет, скорость и расстояние — не перенесли человека к новым понятиям, к новому мышлению. Пролетев тысячу километров, человек остался тем же, что до отправления в путешествие. Не закрыл Малевич полностью прошлое искусство.

Время шло, показав пристрастие художников, к традиционным формам. Да и сам Малевич вернулся к ним, не развив мысли вглубь. Через сто лет я не закрывая ничего, открываю в художественно-конструктивной форме модель устройства Вселенной (нельзя понимать данное утверждение буквально- это художественный образ) и одновременно создаю модель мышления человека, и нечто, что называлось у Канта «вещъ в себе».

Смотрите! Так устроено наше мышление. Что мы познаем неясно, возможно нет его — предмета познания. Но, воздвигая многочисленные громоздкие мыслительные конструкции, мы пытаемся понять себя и мир окружающий нас. Это нечто совершенно по другой логике созданное. Вы будто бы в другой реальности. Иные условия и правила игры жизни и восприятия.

Так же мы взираем в пустоту, то есть туда, где ничего нет (а может ли быть это ничего?).Все относительно в этом мире, нет ни белого, ни абсолютно черного, есть только право утверждать или высказывать суждения. Но и оно оспоримо, и право и тем более суждения. Квадратов, какими их написал Малевич, в моей реальности нет, но есть возможность их восприятия, наводящая на парадоксальные размышления.

Беспредметное становится еще беспредметнее, обретая свой прямой смысл — отсутствия всякого предмета изображения, тем самым утверждая — все есть иллюзия, закрепленная в стереотипах наших представлений.

В основе квадрата Малевича лежит некий фокус. Его может сделать всякий. Но Малевич первым показал квадрат как предмет изобразительного искусства. Тем самым полностью изменив смысл и содержание этой простой формы. Квадраты чертили до него миллионы раз. Только Малевич придал квадрату символический смысл. Видимо пришло время этому смыслу. В этой конструкции (в «агрегате" — Кант) ест нечто похожее.

Сделать ее мог бы каждый, повторять этот агрегат бессмысленно. Идти в глубь, в развитие пока нет возможности. Почему квадрат и его производная — куб? Почему не круг или шестиугольник? Мы живем в прямоугольном мире. Для Малевича это была плоскость холста. Всё окружающее человека прямоугольно: дома, другие строения, мебель, деловые бумаги, картины и пр. и пр. Скорее всего это результат земного притяжения — так удобнее.

Жили бы мы в невесомости, возможно, предпочли бы круг, шар. Как я пришел к «БИ- квадрату»? Это полет чистой мысли «интуитивного разума». Озарение, которое приходит вдруг — но на оплодотворенную почву. Я часто посещаю различные выставки, и, иногда, мне кажется, что не создано ни полного драматизма, ни высокой трагедии. А все лишь гламурные буржуйские картинки. Кривляния, глупые позы, стилизации.

Что самоценно в изобразительном искусстве? Непосредственность переживания, покоряющая зрителя через цвет, ритм, фактуру- живописные формы. Я так хочу! То есть произвол стал символом «современного искусства». Я не против произвольной формы, я против отсутствия переживания, мысли, или хотя бы поворота мысли.

Малевич исключал копирование природы, отдавал приоритет творческим силам и фантазии человека. Но человек черпает только из природы, ничего прямо противоположного он не изобрел. Разве полет в космос? Или «черный квадрат»? Именно это предложила Россия миру за последние сто лет. Квадрат Малевича иллюстрировал идею цельности, полноты формы и простоты.

Пришло время осознать что-то более сложное и противоречивое. «Би- квадрат» — это бункер-агрегат, с функцией ничто или все. Это две зоны: абсолютно белая- свет, радость, рай, и абсолютно черная: смерть, мрак, ничто. Это квадраты белый и черный, а в абсолюте их отсутствие как квадратов черного и белого. А просто квадратный вычет из квадратного пространства.

Я предложил вниманию общества нечто столь многозначное, что определить сразу невозможно. Смысл этой многозначной неопределенности именно в неопределенности, когда мысль ускользает и вступает интуиция. Да и не может быть большая форма — или глыба — определена однозначно- она всегда загадка. «Квадрат — живой царственный младенец!» — воскликнул Малевич. Младенец теперь такой баловник — он и белый и черный, он и есть и его нет!

Малевичу казалось, что он вырвался из плена, изобрел супрематизм. Но наш плен — эта планета Земля, это человек. Недалеко будущее и человек растворится во Вселенной! Ау, Человек. Он есть, но его нет.

Опубликовал    09 ноя 2019
9 комментариев
  • Аватар NapoliOne2019
    5 лет назад
    "Никакого открытия этой работой Казимир Северинович в живописи не сделал - квадраты и другие многоугольники рисовали задолго до него.Не так давно исследователи сумели расшифровать авторскую надпись на «Черном квадрате» 1915 года (художник создал позже еще три таких полотна). Она гласит: «Битва негров в темной пещере». Однако еще за три десятка лет до Малевича эксцентричный французский поэт Поль Бийо написал для выставки 1882 года картину «Драка негров в подвале». (интернет)
  • Аватар алоис
    NapoliOne2019
    5 лет назад
    сие мне известно
  • Аватар NapoliOne2019
    алоис
    5 лет назад
    Сие для любознательных посетителей сайта...
  • Аватар Парус
    NapoliOne2019
    5 лет назад
    Какая картина оставила столько недосказанности, как картина К. Малевича "Чёрный квадрат"? Вы много знаете таких картин, после просмотра которых осталось столько недоумения и желания разгадать замысел художника? Это как при просмотре чего-то важного выключили свет, или когда с улыбкой и зазыванием захлопывают перед самым носом дверь)) В этом и состоит гений - сыграть на природном человеческом любопытстве, взбудоражить его)
    Ну, а пиар - художникам тоже кушать хочется)
  • Аватар NapoliOne2019
    5 лет назад
    "В 1893 году другой француз, журналист Альфонс Алле, порадовал публику еще одним черным прямоугольником - «Дракой негров в пещере глубокой ночью». Казимир Северинович утверждал, что с этими картинами не знаком. Однако как объяснить почти полное совпадение названий?" (интернет) Так у кого на самом деле товарищ Малевич позаимствовал пресловутый квадрат? И кем он был - новатором или банальным "живописным" плагиатором?
  • Аватар алоис
    NapoliOne2019
    5 лет назад
    если бы квадрат был плагиатом...и вообще ерунда....то вокруг него не велось бы больше 100 лет разговоров и пересудов
  • Аватар NapoliOne2019
    алоис
    5 лет назад
    В наше время скандальная известность - самый ходовой товар...Лучший пиар...
  • Аватар NapoliOne2019
    5 лет назад
    "Изобретение «черного почти квадрата» в живописи Альфонс великодушно уступил Полю Бийо. Выходит, основоположник супрематизма не Малевич, а Алле или Бийо? Как бы не так. Всех, похоже, опередил английский философ-мистик и аптекарь XVI - XVII веков Роберт Фладд.
    Следом отметились монохромным прямоугольником французский карикатурист Берталь и знаменитый французский гравер и иллюстратор Гюстав Доре.Все они считали эти работы пародийными, но только не Малевич ..."(интернет)

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

Тайны, скрытые под слоем краски известных картин

Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря у…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  21 июл 2019