«Я снимаюсь в кино не для того, чтобы меня узнавали на улице. А для того, чтобы приносить радость».
Всю жизнь Николай Караченцов прослужил в «Ленкоме» и исполнял роли в известнейших постановках Марка Захарова — спектаклях «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», легендарной рок-опере «Юнона и Авось». Именно он предложил называть Театр имени Ленинского комсомола коротким именем, вошедшим в обиход. Караченцов много снимался в кино. Зрители помнят его актёрские работы в картинах «Человек с бульвара Капуцинов», «Старший сын», «Белые росы», «Приключения Электроника» и других. Ему одинаково удавались разноплановые роли, при этом и в кадре, и на сцене он самостоятельно исполнял трюки, пел и танцевал.
В 1963 году Николай Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ, которую с отличием окончил в 1967 году. Талантливый парень вошел в десятку лучших студентов-выпускников и по распределению попал в театр Ленинского комсомола, которому посвятил всю свою жизнь.
Те, кто ходил в ранний, еще не славный и богатый, а только-только выбирающийся из разрухи театр имени Ленинского комсомола середины 70-х, на этой неделе наверняка вспомнят сорокалетнего Захарова и Караченцова, которому только-только исполнилось 30 лет.
В 1974 году он сыграл в замечательном спектакле «Тиль», и лишний билетик на него начинали спрашивать аж от метро «Пушкинская». Потом была слава, толпы поклонниц у служебного входа театра, потом Захаров войдет в роль ироничного, успешного мудреца, но в 1974-м все висело на волоске. После «Доходного места» в Театре сатиры у Захарова появилась репутация вольнодумца. С той премьеры прошло 7 лет, «Автоград XXI», его дебютный спектакль в Театре имени Ленинского комсомола, был вполне комсомольским. Но в «Тиле» содержалась такая взрывоопасная концентрация молодости, энергии, иронии, драйва, смелости и непочтительности к эстетике театрального соцреализма, что за это вполне могли оторвать голову. Ощущение шока 45-летней давности у первых зрителей спектакля живо до сих пор. Тогда и родился тот Караченцов, которого мы полюбили на всю его жизнь и на наши жизни. Тогда родился и нынешний «Ленком».
Караченцов долго ждал свой звездный час. В 1967-м, после Школы-студии МХАТ, его распределили в театр Ленинского комсомола, и он 6 лет играл в старых спектаклях. После «Тиля» пришла известность, после «Юноны и Авось» огромная слава.
В «Тиле» вместе с Караченцовым на сцену вышел типичный молодой человек семидесятых, и дело вовсе не в длинной, чуть ли не до плеч, прическе. В нем была непередаваемая смесь скепсиса и иронии, готовности противостоять косности и тупости жизни, силы и вместе с тем доброжелательности — Караченцов оказался идеальным исполнителем ролей Вампилова, и о том, что он сыграл в его произведении всего один раз, можно только пожалеть. Это было глухое время, общественная и человеческая энергия накапливалась, чтобы, как отпущенная пружина, ударить в конце восьмидесятых и в девяностые. Театр имени Ленинского комсомола был одним из немногих мест, где скрытая энергия эпохи проявляла себя в полной мере.
В 1976 году состоялась премьера еще одной постановки Захарова, рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В главной роли блистал Александр Абдулов, а Караченцов играл сразу двух персонажей — Смерть и Главу рейнджеров. Спектакль пользовался успехом на протяжении 17-ти сезонов, и лишь в 1993 году был снят с репертуара.
1977 год. Музыкальный праздник Яна Фрида по комедии Лопе де Вега «Собака на сене» — с блестящими ролями Тереховой, Боярского, с которым Николай Петрович отменно сыгрался до этого в «Старшем сыне», с Дмитриевым, Джигарханяном и Прокловой. Караченцов — фееричный маркиз Рикардо, безуспешный жених неприступной графини Дианы.
1979-й. Одна из самых культовых ролей Караченцова — гангстерский «решала» Урри из великолепного детского фантастико-приключенческого фильма Константина Бромберга «Приключения Электроника».
1982 год, экранизация рассказов О`Генри в формате музыкальной комедии, жанра, где Николай Петрович был несказанно хорош, от Александра Павловского. Караченцов — «благородный» жулик Джефф Питерс.
И, конечно, та роль артиста, что вне всех списков, — командор граф Николай Резанов в рок-опере Рыбникова и Вознесенского «Юнона и Авось».
О Николае Караченцове вспоминает его друг фотограф Валерий Плотников:
— В одном из моих альбомов, на развороте, соседствуют Костя Райкин и Коля Караченцов, и это не случайно. В то замечательное, молодое время и тот и другой оставляли похожее ощущение: «Если нужно, я пойду по потолку!».
И Костя удивительной энергетикой обладал, и Коля. У них обоих были удивительные музыкальность, взнервленность. К тому же они были и внешне похожи. Иногда их путали, и это было забавно. Косте говорили:
«Ой, мы в таком восторге от вашего Тиля!» А Костя и так недоволен был тем, что он долго считался сыном своего отца. Он отвечал сквозь зубы: «Это не я. Это Караченцов!»
В 2014 году в Ленкоме был проведен юбилейный вечер Николая Караченцова, в котором приняли участие множество его коллег по сцене. В этом же году в Московском Доме книги был проведен творческий вечер артиста, посвященный выпуску двойного компакт-диска под названием «Лучшее и неизданное».