Савва МАМОНТОВ — потомственный старообрядец, не просто купец. И даже не просто меценат. Он режиссёр, драматург, певец, скульптор. Владелец Частной оперы, которая сделала Федора Шаляпина великим артистом. В домашнем театре Мамонтова играл молодой купец Константин Алексеев, взявший впоследствии псевдоним Станиславский.
Благодаря благотворительной деятельности Саввы Мамонтова был основан первый частный оперный театр, построена гостиница Метрополь
Годам к 35-ти к Савве Ивановичу Мамонтову прочно приклеилось прозвище Савва Великолепный — по аналогии с Лоренцо Великолепным, блистательным политиком и щедрым меценатом из семейства Медичи, при котором Флоренция пережила небывалый расцвет искусства. Будут, конечно, в России неординарные купцы-меценаты и после Саввы: Щукин, Морозов… Но только универсальный Мамонтов, близкий друг Поленова и Репина, покровитель Васнецова, Серова и Коровина, первооткрыватель Шаляпина и защитник не понятого публикой Врубеля, инвестор «Мира искусства» и худрук собственноручно созданной «Частной оперы», «неистовый Савва», «человек-водоворот», «миллионщик» — останется в истории «русским Медичи».
Савва Мамонтов назвал своих пятерых детей так, чтобы их инициалы составляли имя отца: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра.
Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича МАМОНТОВА в развитие русской культуры.