Ты — мой идол, кумир, ты мне — вера и крепость моя,
Ты — мой дух и покой, друг возлюбленный, суть бытия.
Ты — мой светоч и мрак, ты — огонь мой, светильник, мой луч,
Ты — мне гурия, свет, ты мне — рай и прохлада ручья.
Ты — нектар мой, шербет, мой бальзам и целебный настой,
Ты — целитель и врач, ты мне — милость, ты — мой судия.
Ты мне — роза, рейхан, мой цветок, гиацинт и тюльпан,
Благовонный мой сад, гюлистан мой и песнь соловья.
Ты — коран мой, урок, ты — хадис и абджад — суть всего,
Ты — молитва, ты — зов, нет вовеки тебе забытья.
Ты — мне тело и дух, ты — мой разум, рассудок и взор,
Ты — пощада и казнь, ты — и плоть мне, и крови струя.
Лишь обрел он тебя, — все, что есть, позабыл Насими:
Дивный мой кипарис, ты — всех краше, скажу не тая.
Перевод Наума Гребнева
______________________________
Природа, красота окружающего мира были источником вдохновения поэта на его пути к познанию жизни и вселенной:
Если хочешь ты скрытые тайны узнать,
Если хочешь проникнуть в ничто,
Ароматы цветов пусть расскажут тебе о начале миров и вещей,
Если хочешь, о внемлющий, чтобы сейчас всё на свете открылось тебе,
Ты, мелодию взяв, отыщи в глубине все законы движения в ней.
Обращаясь к образу возлюблённой, он ставит её вровень с божеством, что само по себе являлось в глазах духовенства святотатством и богохульством.
Кто, словно ангелу, тебе не поклонился, идол мой,
Тот будет зваться сатаной, безбожьем душу умертвит.
Насими считал, что желающий постичь истину, должен стремиться понять человека, его побуждения и стремления к красоте и добру. Ибо человек для Насими-центр мироздания, его венец:
О ты, что сокровищ, искал средь камней и металлов,
Ценней человека сокровищ ещё не бывало!
Из-за обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. В ожидании казни Насими написал ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедливости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Египетский Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Алеппо на всеобщее обозрение.