Место для рекламы

Зоя Фёдорова: актриса и алмазная контрабандистка

Убийство советской актрисы Зои Фёдоровой в конце 1981 года официально так и не раскрыто. Среди тех, кто мог желать её смерти, называли членов семей руководителей СССР и КГБ.

Труп Зои Фёдоровой был обнаружен днем 11 декабря 1981 года в её трехкомнатной квартире в одном из самых престижных домов Москвы. Адрес Кутузовский проспект 4/2 считался элитным: здесь проживали выдающиеся деятели мировой культуры и семьи руководителей страны. Любое преступление в этом доме считалось чрезвычайным происшествием, а тут — убийство, да еще — известной актрисы… Фёдорова сидела за столом, держа в руке телефонную трубку. Убийца выстрелил ей в затылок из пистолета «Зауэр» калибра 7,65 мм…

Зоя Фёдорова родилась в Петербурге в 1909 году в семье квалифицированного рабочего-металлиста. Зарабатывал Алексей хорошо, его большая семья ни в чем не нуждалась. Тем не менее он с восторгом принял революцию, и уже в первые месяцы новой власти сделал головокружительную карьеру. Летом 1918 года он с семьей перебрался в Москву, где занял видную должность начальника паспортной службы Кремля.

Юная Зоя мечтала о карьере актрисы и, несмотря на сопротивление родителей, в конце 1920-х годов поступила в театральное училище. Учеба чуть не прервалась в 1927 году, когда девушке впервые довелось столкнуться с органами госбезопасности. Одного из приятелей Зои, молодого офицера Кирилла Прове, арестовало ГПУ как английского шпиона. За компанию замели и Фёдорову, однако, после первого допроса её отпустили домой по личному распоряжению Генриха Ягоды. Позже поговаривали, что еще тогда Зоя согласилась на сотрудничество с органами. Это вполне вероятно — напугать и сломить 18-летнюю девчонку совсем не трудно.

Еще во время учебы Зоя Фёдорова начала сниматься в кино. Любовь миллионов советских кинозрителей обрушилась на неё в 1936 году, когда на экраны страны вышел революционный боевик «Подруги», в котором Зоя сыграла одну из главных ролей. Предложения сниматься в новых фильмах посыпались со всех сторон. Блестящую кинокарьеру не поломало даже несчастье, обрушившееся на семью: в 1938 году был арестован отец. Зое не пришлось от него отрекаться или, как члену семьи изменника родины, отправляться в ссылку. Наоборот, её популярность помогла ей вызволить отца из заточения. Зое удалось добиться личного приема у всесильного Лаврентия Берии, который симпатизировал молодой актрисе. В результате в августе 1941 года Алексей Фёдоров, которому в лагере после обморожения ампутировали пальцы на руках, был актирован и, как неспособный к производительному труду, отпущен на волю. Правда, насладиться свободой ему не удалось. 22 сентября он скончался.

Вскоре Зою постигла еще одна утрата. Ещё до войны Фёдорова начала встречаться с молодым летчиком Иваном Клещёвым. На фронте он стал асом. За полсотни сбитых немецких самолетов был удостоен звания Героя Советского Союза. Зоя использовала любой шанс, чтобы встретиться с любимым, часто выезжала на фронт в составе артистических бригад. Осенью 1942-го самолет Клещёва был сбит. Сильно обгоревшему летчику удалось выпрыгнуть с парашютом. После выздоровления к боевым вылетам его не допустили, и Зоя вздохнула с облегчением: теперь служба Ивана стала не столь опасной, он расследовал причины аварий на прифронтовых аэродромах. Радость оказалась преждевременной: 31 декабря 1942 года самолет, на котором Клещёв возвращался с очередного расследования, из-за плохих метеоусловий попал в аварию. Все находившиеся на борту погибли.

К убитой горем женщине попытался «подкатить» Берия. В 1943 году он, якобы по просьбе жены, горячей поклонницы таланта актрисы, пригласил её на ужин к себе домой. Явившаяся на званый ужин Фёдорова никакой супруги в особняке Берии не обнаружила, зато хозяин недвусмысленно намекнул ей, что неплохо бы отблагодарить его за не столь давнюю услугу. Как позже рассказывала сама Фёдорова, ей удалось отбиться от приставаний наркома. Прощаясь, он мрачно вручил ей заготовленный заранее букет со словами: «Это цветы на вашу могилу!».

В январе 1945 года Фёдорова познакомилась с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тейтом. Возможно, эта встреча была организована НКВД, желавшим через симпатичную агентшу выведать секреты пока еще союзника. Но кураторы из органов не учли пылкую натуру актрисы. Между ней и американским дипломатом вспыхнула настоящая любовь, не санкционированная никакой разведкой. Девятого мая влюбленные решили непременно зачать новую жизнь. В честь победы будущего ребенка договорились назвать Виктором или Викторией. В планы счастливой семейной жизни вмешалась политика.

В июле 1945-го, когда Зоя находилась на гастролях в Крыму, Тейт внезапно был объявлен персоной нон-грата и спешно выдворен за пределы СССР. Из Америки он слал бесконечные письма и телеграммы по всем известным ему адресам с просьбой помочь связаться с Зоей. Все его послания оставались без ответа. Лишь через три года Тейт получил анонимную записку, отправленную из Швеции, где сообщалось, что Фёдорова вышла замуж за известного композитора и счастливо растит двоих детей. О том, что 18 января 1946 года у него родилась дочь Виктория, Джексон узнал лишь спустя многие годы.

Когда американец перечитывал странную анонимку, его любимая уже находилась в тюрьме. Она была арестована 27 декабря 1946 года по обвинению в шпионаже в пользу иностранных государств и получила 25 лет строгого режима с конфискацией имущества. В лагеря и ссылки были отправлены и все её родные. Маленькой Виктории пришлось расти в северном Казахстане, где сосланная сестра Зои Александра воспитывала её как собственную дочь. Ответом на слезные письма Зои к «многоуважаемому Лаврентию Павловичу» стало лишь то, что лагерь ей заменили на тюремное заключение. Сперва она сидела в Челябинске, а затем — во Владимирском централе, где одно время делила камеру с певицей Лидией Руслановой. На свободу Фёдорова вышла лишь в феврале 1955 года.

Всё пришлось начинать с нуля. К счастью, зрители не забыли актрису, и она вновь начала активно сниматься, правда, в основном в небольших и эпизодических ролях. По стопам матери пошла и Виктория, которая в 18 лет дебютировала в фильме «Возвращенная музыка». С конца 1950-х годов Зоя безуспешно пыталась связаться с Тейтом. Первое письмо от него Фёдоровы получили лишь в 1973 году. Джексон, у которого в Америке уже давно была семья, просил прощения за страдания, невольной причиной которых он стал, и звал Зою с дочерью в гости.

Виктория впервые увидела отца в марте 1975 года. Она приехала в США по туристической визе. На приеме, который устроил Тейт в честь дочери в Нью-Йорке, она познакомилась с молодым пилотом, через два месяца вышла за него замуж и осталась в США. Через год её навестила в Америке мать. К тому времени материальное положение Зои Фёдоровой заметно изменилось. Из скромной двухкомнатной квартиры на набережной Шевченко, в которой жили они с Викторией, актриса переехала в роскошную трешку на Кутузовском проспекте. В Москве говорили, что этот переезд стал возможен благодаря новым подружкам Зои — Галине Брежневой и Светлане Щелоковой. Эту троицу в столице называли «бриллиантовой мафией».

О том, что дочь Генерального секретаря ЦК КПСС и супруга министра внутренних дел сходят с ума от драгоценных камней и соревнуются в количестве скопленных бриллиантов, знала вся советская элита. В начале 1970-х на камушки и антиквариат стала тратить все свои гонорары и Фёдорова-старшая. Правда, в отличие от своих высокопоставленных подружек, она соглашалась легко расстаться с «брюликами», за хорошую цену, конечно.

В условиях другой экономической системы Зоя Алексеевна могла бы стать настоящей акулой капитализма — она явно обладала прекрасной предпринимательской хваткой. Стены её новой квартиры украшали полотна старых мастеров. Где хранятся роскошные ювелирные украшения, которые Фёдорова показывала избранным гостям, никто не знал. Впрочем, гостей она принимала очень редко. Зоя была одержима манией преследования. С соседями по элитному дому она разговаривала только на площадке, не пуская их в квартиру. Дверь даже днём запирала на три замка и цепочку, а на ночь еще и подпирала стремянкой.

Когда в 1976 году Фёдорова впервые пересекала границу СССР (она летела в США к дочери через Париж), её багаж состоял из невообразимого числа сундуков и чемоданов, набитых явно не подарками для новорожденного внука. Провожавшая её родственница рассказывала, что к самолету актриса шла по дипломатическому коридору, а таможенники не только не досматривали багаж, но даже не осмелились взять плату за перевес. Свет на содержимое этих сундуков и чемоданов пролил биограф всемирно известного танцовщика Рудольфа Нуреева Питер Уотсон. Перебравшийся на запад еще в 1961 году Нуреев был известен не только как артист балета, но и как страстный коллекционер произведений искусства. В своей книге, материалы для которой он собирал в том числе в архивах КГБ, Уотсон писал, что Фёдорова поставляла Нурееву контрабандные произведения живописи, декоративно-прикладного искусства и ювелирные украшения. Первый контакт между ними установился в 1973 году, когда гастролировавшему в Тель-Авиве Нурееву передали некий каталог ценных вещиц, составленный Фёдоровой.

Через три года в Париже между танцовщиком и актрисой состоялся взаимовыгодный обмен произведений искусства на крупную сумму в твердой валюте. В частности, коллекция Нуреева пополнилась двумя портретами Петра I, написанными в XVIII веке, и несколькими вещицами, принадлежавшими русскому императору, которым Рудольф искренне восхищался.

В конце 1970-х Зоя Фёдорова еще дважды выезжала в гости к дочери. Каждый раз по дороге в Париже она встречалась с Нуреевым, и, видимо, с другими покупателями. Такие поездки явно не могли быть самодеятельностью актрисы. Получение выездных виз, дипломатический коридор без таможни, подчеркнутое невнимание органов к коммерческой деятельности Фёдоровой и даже к явной контрабанде — всё это говорило о том, что за спиной Зои Алексеевны стоят не только могущественные покровители, но и возможные компаньоны по её незаконному бизнесу. Естественно, если есть компаньоны, то должны быть и конкуренты, и даже враги. В последние годы жизни актриса жаловалась родственникам, что кто-то регулярно присылает ей её фотографии с выколотым левым глазом. Именно левый глаз актрисы и пробила пуля, пущенная ей в затылок 11 декабря 1981 года.

В начале декабря Зоя договорилась с одной из подруг, что та приедет к ней в гости днём 11 декабря. Дверь подруге никто не открыл, хотя внутри квартиры работало радио и слышался шум воды. Раздосадованная женщина просунула в щель двери недоуменную записку, указав время своего визита — 13:10. В это время Фёдорова еще была жива — сотрудница Мосфильма говорила с ней по телефону около двух часов дня. В доме был кто-то, кого Зоя явно знала, но не хотела показывать даже подруге. Известно, что накануне хозяйка ждала каких-то гостей, причем из-за границы. Возможно, эти визитёры загостились?..

Труп обнаружил племянник Фёдоровой Юрий. Не дозвонившись до тети и забеспокоившись, он приехал на Кутузовский и увидел, что в квартире горит свет. Тогда он съездил домой за ключами, открыл дверь и увидел страшную картину… Следов ограбления милиция не нашла. На тумбочке лежали двадцать сторублевых купюр — огромная сумма для 1981 года. Был произведен тщательный обыск, в ходе которого изымались «на экспертизу» все произведения искусства. Спустя год Юрий Фёдоров, как ближайший родственник, оставшийся в СССР, получил назад далеко не всё изъятое. Ему вернули несколько роскошных рам, в которых отсутствовали полотна, а драгоценности бесследно исчезли. Впрочем, не все: перстень с большим бриллиантом, который некоторые видели дома у Фёдоровой, впоследствии несколько раз появлялся на пальце Галины Брежневой.

Кто же убил заслуженную артистку РСФСР? Следствие не смогло дать ответ на этот вопрос. Версий было очень много. В записной книжке Фёдоровой, оставшейся лежать на столе перед её мертвым телом, значились 2032 телефонных номера и 1500 почтовых адресов, в значительной части принадлежавших ювелирам, антикварам и оценщикам драгоценных камней. От такого количества подозреваемых следствие просто захлебнулось, тем более что многие ниточки были обрезаны по политическим причинам.

Эти неотработанные версии всплыли и стали активно обсуждаться конце 1980-х годов. Смерть актрисы стала сюжетом для повести Юлиана Семенова «Убийство на Кутузовском проспекте» и рассказа Юрия Нагибина «Афанасьич». В этих произведениях и многочисленных газетных публикациях времён перестройки муссировались в основном версии о причастности к убийству КГБ и министра Щелокова. Комитетчики якобы боялись, что их агент Фёдорова, собравшаяся на ПМЖ в США, раскроет там какие-то страшные тайны, а глава МВД путем убийства добывал бриллианты для коллекции своей супруги. Эти версии не выдерживают критики. Фёдорова бывала за границей не раз, а всесильный Комитет мог просто не дать ей выездную визу. Щёлокову тоже было не зачем отягощать женины «брюлики» кровью, достаточно было возбудить элементарное дело против актрисы. В 2000-х годах Виктория Фёдорова подозревала в убийстве матери своего бывшего мужа-пилота, с которым рассталась весьма плохо.

В книге Питера Уотсена в причастности к убийству актрисы подозревается и Нуреев. Он якобы был очень недоволен тем, что Фёдорова предпочитает ему более выгодных покупателей. Та, чтобы отвязаться от докучливого балеруна, пригрозила раскрыть его причастность к контрабанде, и Нуреев страшно испугался возможного разоблачения и крушения репутации.

Возможно, в этой версии и кроется зерно истины. Конечно, сам Нуреев, как бы он ни боялся шантажа, не стал бы подсылать киллера в Москву. Однако он вполне мог поделиться своими страхами с другими курьерами, связывавшими его с советским чёрным рынком антиквариата. Тамошние воротилы и покрывавшие их высокопоставленные чиновники в погонах и без вполне могли счесть, что разговорчивость Зои Алексеевны угрожает им гораздо больше, чем парижскому танцовщику. Потеря не репутации, а свободы или даже жизни вполне могли заставить их убрать актрису. Конечно, это лишь одна из версий. Но, возможно, самая реалистичная. Правда, имени того, кто нажимал на курок пистолета, стреляя Зое Фёдоровой в затылок, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

Опубликовал    05 окт 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Памяти Олега Табакова

Олег Павлович Табаков — советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 — 2000).

Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Несколько…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  13 мар 2018