Место для рекламы

Сегодня 28 сентября около 10:30, не дожив 15 дней до своего 86-летия, ушёл из жизни Марк Анато́льевич Заха́ров — советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель. Художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»)

Марк Анатольевич Захаров. Ушёл из жизни последний из могикан…

Человек, посвятивший всю свою жизнь драматическому искусству, появился на свет в Москве. Произошло это в октябре 1933 года. Из биографии Марка Захарова следует, что любовь к театру он унаследовал от матери. Галина Бардина окончила театральную студию Ю. Завадского, на протяжении многих лет преподавала в детских драмкружках. Она скончалась в возрасте 54 лет от разрыва сердца.
Биография Марка Захарова также свидетельствует о том, что его отец получил образование в Воронежском кадетском корпусе, в революционные годы воевал на стороне Красной армии. Сделать карьеру Анатолию Захарову не удалось, он вынужден был перебиваться случайными заработками. В 1934 году мужчина был обвинен в контрреволюционной деятельности, три года провел в тюрьме, еще несколько лет прожил в ссылке. Скончался он в преклонном возрасте.
Легко догадаться, что детство Марка Анатольевича не было безоблачно счастливым. Семья постоянно нуждалась в деньгах, вынуждена была переезжать с места на место.

Выбор жизненного пути

Из биографии Марка Захарова следует, что с выбором профессии он определился далеко не сразу. Интерес к драматическому искусству у него возник еще в детстве, что во многом является заслугой матери. Марк изучал актерское мастерство в детских театральных студиях, играл в любительских спектаклях.
После окончания школы молодой человек намеревался продолжить образование в инженерно-строительном институте имени Куйбышева, но не набрал необходимое для поступления количество баллов. Далее молодой человек попытался стать студентом Военно-инженерной академии, однако его не взяли из-за обвинений в адрес отца.
Сложно предположить, чтобы он делал дальше, если бы не вмешательство матери. Именно Галина Сергеевна посоветовала сыну поступать в театральный вуз. Семейная легенда гласит, что женщине приснился вещий сон, благодаря которому ей открылось призвание Марка.

Образование

Попытка Марка Захарова, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье, поступить в Школу-студию МХАТ провалилась. «Вересковый мед» Бернса, который он громко и с энтузиазмом читал, не произвел впечатления на приемную комиссию.
К поступлению в ГИТИС Марк Анатольевич подготовился лучше. На экзамен он пришел с «Песней о купце Калашникове». Молодой человек был принят в мастерскую И. М. Раевского и Г. Г. Конского. Еще во время обучения на втором курсе он начал исполнять небольшие роли на сцене театров имени М. Н. Ермоловой и В. В. Маяковского. Диплом ГИТИСа Захаров получил в 1955 году.

Московский театр Сатиры

Биография Марка Анатольевича Захарова свидетельствует о том, что первым его серьезным достижением стала должность режиссера Московского театра Сатиры, которую он занял в 1965 году. К этому времени выпускник ГИТИСа уже успел сменить несколько театральных коллективов. Впервые заявить о своем таланте Марку Анатольевичу помог спектакль «Доходное место», который он поставил в 1967 году. Постановка имела большой успех у зрителей и критиков, о Захарове заговорили.
Спектакли, над которыми он успел поработать за время сотрудничества с Московским театром Сатиры — «Банкет», «Проснись и пой!», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и ее дети», «Чудак-человек».
Спектакль «Банкет» пришелся по душе зрителям, однако по идеологическим соображениям был запрещен к показу. Режиссерская профессия Марка Анатольевича тогда «повисла на волоске». К счастью, на помощь к нему пришел руководитель театра имени Маяковского Гончаров, который предложил мэтру поставить спектакль «Разгром» Фадеева. Благодаря вмешательству этого человека Захаров смог остаться в профессии.

Театр «Ленком»

Биография и личная жизнь Марка Захарова стали вызывать большой интерес у общественности, когда ему предложили должность главного режиссера театра имени Ленинского комсомола, который в 1991 году был переименован в театр «Ленком». Едва ли удастся назвать все спектакли, к созданию которых талантливый режиссер приложил руку за годы работы.
Ниже перечисляются лишь некоторые из них.

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
«Парень из нашего города».
«Жестокие игры».
«Люди и птицы».
«Юнона и Авось».
«Оптимистическая трагедия».
«Безумный день, или Женитьба Фигаро».
«Шут Балакирев».
«Вишневый сад».
«Вальпургиева ночь».

Любовь

Со своей будущей женой режиссер познакомился в стенах ГИТИСа. Его избранницей стала начинающая актриса Нина Лапшина, которая училась на курс младше него. Знакомство Нины и Марка состоялось, когда девушка обратилась к нему с просьбой нарисовать карикатуры для институтской стенгазеты, за выпуск которой она отвечала. Позже режиссер в интервью признался, что ему на всю жизнь запомнилась фраза, которую она тогда произнесла. Как только их взгляды встретились, Захаров понял, что эта девушка должна стать его женой. Сначала он изображал безразличие, к активным действиям перешел лишь тогда, когда встретил Нину в компании с другим ее поклонником.

Брак

Когда Марк Анатольевич по распределению попал в Пермский театр, супруга последовала за ним. Официально они оформили отношения лишь в 1956 году, когда уже жили в Перми. Именно Нина заставила Марка вернуться в Москву, так как в провинции было тесно им обоим. После возвращения в столицу она начала сотрудничать с Московским театром миниатюр, на сцене которого играла около двадцати лет. Затем супруга Марка Захарова ушла из профессии и полностью посвятила себя семье.
Нины не стало в 2014 году, в общей сложности они прожили вместе 58 счастливых лет. Причиной смерти супруги Захарова стал рак. Ее смерть стала большим потрясением для мужа и дочери.

Наследница

В 1962 году появилась на свет дочь Марка Захарова. Биография мэтра свидетельствует о том, что рождение Александры осчастливило его. Именно с ней он связывает самые эмоциональные моменты своей жизни. Даже сейчас Марк Анатольевич помнит те чувства, которые родились в нем, когда он впервые взял на руки свою малышку, когда в первый раз услышал от нее слово «папа». Рождение ребенка еще больше сплотило Марка и Нину, их отношения стали еще более нежными, теплыми, трогательными.
Александра Марковна Захарова родилась в известной семье, однако сумела не остаться в тени звездного отца. Девочка, чье детство прошло за кулисами, не могла не связать свою судьбу с театральным миром. В настоящий момент она входит в число ведущих актеров театра «Ленком».

Кино

Из биографии режиссера Марка Захарова следует, что всю свою жизнь он посвятил театру. Однако он известен не только как талантливый театральный режиссер, но и как создатель культовых фильмов. Первым его серьезным достижением стал мини-сериал «12 стульев», представленный на зрительский суд в 1976 году. Захаров решил превратить знаменитое произведение Ильфа и Петрова в мюзикл, и он прекрасно справился с этой задачей. Главные роли блестяще сыграли Андрей Миронов и Анатолий Папанов.
В 1978 году свет увидела еще одна знаменитая картина Захарова — экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Этот фильм представляет собой смесь сюрреализма, музыки и философии. Андрей Миронов, Евгения Симонова, Александр Абдулов и Олег Янковский воплотили образы главных героев.
Нельзя не упомянуть и двухсерийную картину «Тот самый Мюнхгаузен», вышедшую в 1979 году. Она получилась грустной и ироничной одновременно, моментально разлетелась на цитаты. Успех ждал и ленту «Дом, который построил Свифт», представленную на суд общественности в 1982 году. Фильм рассказывает историю гениального художника, которого все считают сумасшедшим.
Картина «Формула любви», увидевшая свет в 1984 году, получилась задорной, яркой и доброй. Этим она существенно отличается от достаточно мрачного произведения Алексея Толстого, из которого был позаимствован сюжет. Успех у зрителей имел и фильм «Убить дракона», вышедший в 1994 году. Основная тема этой картины — неспособность людей «выдавить из себя рабов».

Интересные факты

Мало кому известно о том, что именно этот человек написал знаменитые письма товарища Сухова к супруге для культового фильма «Белое солнце пустыни».
Марк Анатольевич — человек, который всегда старается признавать свои ошибки, если осознает их. К примеру, однажды он демонстративно сжег свой партбилет. Знаменитый режиссер совершил этот поступок прямо в эфире программы «Взгляд». Позже он признал, что не должен был этого делать.
Учениками Марка Захарова в разные годы становились многие российские звезды. К примеру, это Александр Збруев, Мария Миронова, Николай Караченцов, Александр Абдулов.
В своих интервью знаменитый режиссер не любит рассказывать о себе. С гораздо большим энтузиазмом он говорит о великолепной команде артистов, которых ему удалось собрать в своем театре.
Марк Анатольевич всегда считал себя русским человеком. Однако в его родословной присутствуют и представители других национальностей, к примеру, евреи, татары. Известно, что его дед по отцу был женат на еврейке.

--------

Выдержки из интервью и мемуаров Марка Анатольевича — главного специалиста по эзопову языку и «лицедейству без фарисейства».

ПРО РЕЖИССУРУ И ГИПНОЗ
«Режиссура — система созидания того, чего не знает Бог. (Произвольный вариант бердяевской формулы.) В еще более грубом, глобальном и даже космическом аспекте режиссура есть строительство принципиально новой собственной динамической конструкции, до конца не подвластной логике зримых событий, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека. Театр использует определенные дозы гипноза. Хороший артист не просто говорит текст, он еще посылает в зал гипнотическое воздействие, и это самое интересное».

ПРО СЛАВУ И ВЛАСТЬ
«Слава заставляет любого человека (вне зависимости от того, артист он или, скажем, политический деятель) двигаться против течения. И если он этого не делает, то быстро борзеет и становится самодуром. У меня об этом — финал „Фальстафа и принца Уэльского“, ведь там наверху, во властных кругах, сквозняк, наверное, больше и потому очень трудно усидеть на троне. Когда анализируешь природу власти, понимаешь, как вообще возник фашизм, ведь ужас заключался в том, что Гитлер овладел волей и настроением народа — подавляющее большинство его поддерживало. Сопротивление было, но незначительное».

ПРО ИНТУИЦИЮ
«Всегда повторяю своим коллегам: очень хорошо бы мобилизовать интуицию. Что такое интуиция, не знает даже ваша редакция. Но есть статистика, согласно которой люди сдают билеты на авиарейс, который кончится катастрофой. Они действуют под влиянием интуиции и от этих цифр нельзя отмахнуться».

ПРО ЗАВИСТЬ И СТЕРЕОТИПЫ
«Человек, добившийся благосостояния, в российском народном сознании подлежит уничтожению. Когда мы читаем в газете очередной „ужастик“ о каком-нибудь страшном убийстве и в последних строках обнаруживаем, что покойник занимался бизнесом, — у читателей как гора с плеч. Почти всенародное облегчение. Россиянин вызывает у своих сограждан законную симпатию только в том случае, если он беден как церковная крыса и перебивается с хлеба на квас»

ПРО ПАТРИОТИЗМ
«Вообще риторика по поводу собственного патриотизма мне кажется подозрительной и вызывает недоверие. Настоящий патриотизм не декларируется, а проявляется в поступках людей, имеющих возможность их совершить. Патриотизм — чувство интимное, как и отношения с верой. Когда я учился в институте, нас иногда спрашивали: вы боретесь за мир? Я отвечал: да, конечно, я — за мир. Был такой обмен речевыми заклинаниями, и они получили вполне заметное распространение в культуре нашей страны. Страна же огромна по размерам и силе инерции, и ей, как большому океанскому лайнеру, чтобы повернуть и изменить курс, надо заблаговременно готовиться. И постепенно. Сразу ничего не выйдет».

ПРО ХУДОЖНИКА И ЦАРЯ
«Тот лозунг, который шахтеры повесили на Горбатом мосту „Все начальники сволочи“, это очень, к сожалению, актуально для российской психики, для нашей ментальности. У нас, в общем, диалог с властью — это что-то постыдное, недостойное интеллигента настоящего. Если ты настоящий интеллигент, ты должен власть ненавидеть, а вот как Пушкин, то карикатуры, то шаржи, то какие-то эпиграммы, а потом общаться с государем, да еще как-то всерьез, да еще с удовольствием, вот этого допускать ни в коем случае нельзя. Это одна из химер нашего сознания, нашей ментальности».

ПРО РУССКИЙ ХАРАКТЕР
«Некая широта, мощь и душевная глубина русского характера, который меня очень волнует, сидит во мне. Во мне намешано много кровей, но процентов 75 славянской крови. Поэтому я это как-то ощущаю вместе со всеми нашими недостатками и нашей дурью, нашим неумением работать, нашей аритмичностью в работе и всякими другими еще пороками и химерами. Все-таки сидит в нас какая-то радостная ширь, радостный азарт, радостное движение неизвестно куда, но веселое движение. Вот это меня как-то привлекает и увлекает. Еще Ключевский, наш великий историк, заметил, что русский человек, великороссийский характер, может в три солнечных дня развить такую бешеную энергию, что никакой голландец, никакой европейский труженик за ним не поспеет. Правда, потом он постепенно чахнет и ложится на печь, и работоспособность свою резко снижает, но в какой-то момент он снова может продемонстрировать некое чудо»

ПРО РОССИЙСКОЕ КИНО
«В кино мы впервые открыли для себя шокирующую нас истину: при некоторых особых условиях дилетант может быть выразительнее профессионала».

ПРО СЕБЯ
«В последние годы я слышу в свой адрес (особенно с глазу на глаз) много явно завышенных восторгов. Пока у меня хватает ума реально их оценить, а также ощутить свои слабости, сомнительные режиссерские акции, кстати, и человеческие. Я считался зримым воплощением всех худших сторон заблуждающегося и вредного художника сцены»

ПРО СМЕРТЬ
«Приближение смерти вызывает и обостряет в людях чувство национального самосознания и национальную память. В людях происходит своеобразное очищение, рождается потребность освободиться от суетных комплексов, обрести мир и душевную гармонию с далекой российской землей».

Опубликовала    28 сен 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Спасибо Бабочке за ее ЖМ #522322, которая позволила мне вспомнить......

****У СТЕНЫ ПЛАЧА****

Я помню, как в Старом Городе,
Что сверкал на Храмовой горе…
Имея так мало времени,
Стояла робко, в полной тишине…
***
В руках моих клочок бумаги,
И был листок — уж слишком невелик…
А написать так много надо,
Чтобы за всех у Бога попросить…
***
Просить, чтоб маме лучше стало,
Диагноз друга был не подтвержден…

Опубликовала  пиктограмма женщины_Никонора  08 июл 2013

Память...

Из экспромтов

У памяти довольно терпкий вкус —
Купаж из радости и примесь боли.
Напиток этот растревожит пульс
И часто увлекаться им не стоит.

Нам в прошлое не отыскать пути,
Оно рассеяно за зыбкой гранью
И где-то отголосками внутри,
Храним мы ленту из воспоминаний.

В архиве собраны подборки дней,
Где образы тех памятных мгновений
Всё остальное растворилось в ней,
Растаяло и превратилось в тени…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДарья Горецкая  23 апр 2019

Нет стиральной резинки у памяти, чтобы можно было стереть всё плохое дочиста…

Опубликовала  пиктограмма женщиныГалина Суховерх  30 апр 2019