В одном из рассказов цикла об отце Брауне, «Странные шаги», Четстертон выстроил интригу на «том общеизвестном факте, что вечерний костюм джентльмена как две капли воды похож на костюм лакея, — оба носят черный фрак». Так что, когда преступник, замысливший похищение столового серебра клуба «Двенадцать рыболовов», оказывается среди лакеев, те принимают его за гостя-джентльмена. А среди гостей он играет роль лакея. Дело в манере держать себя, но не в одежде. И после того, как попытка похищения, благодаря отцу Брауну, провалилась, члены клуба вводят новое правило: «Я предлагаю, чтобы отныне мы носили зеленые фраки вместо черных. Мало ли что может случиться, когда ты одет так же, как лакей».
Что ж, сборник с этим рассказом вышел в 1911 г., и действительно, в начале века некоторые денди пробовали ввести в моду цветные фраки!
Впрочем, дело не только в цвете. Бывало и наоборот. И вообще, при желании отличить джентльмена от лакея по одежде было можно, и довольно легко.
К концу XVIII — началу XIX в. мужской костюм стал строгим и сдержанным, ушла в прошлое любовь к кружевам, ярким цветам и роскошным тканям. И на первый план вышли детали, которые не сразу бросались в глаза. Качество ткани, из который сшит сюртук или фрак. Белоснежность сорочки. Высота её воротника и то, насколько она хорошо накрахмалена и выглажена. Расстёгнут или застёгнут ворот рубашки. Расцветка жилета. Узел, которым завязан галстук. Словом, сословные различия определялись качеством костюма и умением его носить!
Да, на первый взгляд мужчины разных кругов одевались весьма похоже. Писатель Николай Брешко-Брешковский печалился: «Современные мужские платья однообразны, шаблонны и всех обезличивают». А поэт Саша Чёрный писал (1907−08):
Все в штанах, скроённых одинаково,
При усах, в пальто и в котелках.
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах…
Но намётанный глаз отличал детали.
Эта иллюстрация почти вписывается в рассказ Честертона. Но именно «почти». Слева и в центре — обслуживающий персонал, те самые лакеи, справа — джентльмен.
Это почти как игра «найди десять отличий». Глубина выреза фрака и жилета. Форма лацканов. Цвет жилета. Обтянутые тканью пуговицы и пуговицы металлические. Форма воротничка сорочки. Силуэт, заметим, один и тот же, соответствующий текущей моде. Однако — именно для того, чтобы не путать лакея и джентльмена — у первого немодные детали.
Так что хотя фрак носят оба, спутать их можно, только если быть невнимательным. Правда, внимательны далеко не все — на чём и строит свой рассказ Честертон.
иллюстрации -сравнение здесь https://zen.yandex.ru/media/eregwen/frak-lakeia-i-frak-djentlmena-5d30d92221f9ff00ae75f3d5