Записки провинциалки
Вспомнилось вдруг, её Иринка звали, и, надеюсь зовут… Давно это было, студенческий театр, распределяем роли, решились замахнуться на Вильяма нашего Шекспира. «Ромео и Джульетта»… И вот десяток девичьих сердец замерло: кому играть Джульетту… И двадцать пар ждущих глаз на режиссера… Мудрый он был, наш Василий Викторович…
И Иринка — она не играла, она всегда жила на сцене, какая-то не совсем земная, вечно рвущаяся к небу… Бегущая по облакам… Из земного в ней были легкая полнота да шрам — на половину лицу. Этакая уродующая левую щеку гигантская корявая буква «Т»… Какой-то горестный след детства. Мы боялись об этом спрашивать, потому что каждая из девчонок примеряла этот горестный след на себя и вздрагивала… И вот когда в этой тишине, полной затаенного дыхания наш реж назвал имя Ирины… мы обомлели, нам казалось это внешнее уродство просто не совместимо с образом прекрасной героини Шекспира, такую разве мог полюбить пылкий Ромео…
Нет, при Иринке, мы как-то так были еще тактичны что ли… но мы, точнее я спросила: «А шрам?» И получила ответ мудрого нашего режиссера «Иринка — Джульетта. А театр — это не о внешнем, это о внутреннем» Стыдно было чертовски…
Господи, как она играла, как она жила… во преки всему — тонкая, хрупкая, прекрасная Джульетта — на острие чувств и эмоций… Я не знаю, был ли зал шокирован внешностью в первой сцене… Я знаю что на финале зал встал. Театр — это не о внешнем…
К чему это я?
К тому, что меня замучили посты о толстых и тонких… Я уже пролистываю их, с каким-то острым чувством стыда… Мне одинаково мерзки нападки тонких на толстых и наоборот. Уж слишком много стало в жизни внешнего… и это внешнее закрыло собой внутреннее… Массовая истерия…
Важно — иметь накачанную попу, дорогой прикид, хорошую тачку — ты в тренде, друг. Внешность — как атрибут самодостаточности. Не душа, не человеческие качества…
Помню, как на выставке местных художников две девчушки-школьницы, замерли у картин… Они разглядывали их долго. Да и было, что разглядеть — река, лодки на косе, синий вечер, тишина… опушка с зимовьем охотника и разлапистые ели. Тот случай, когда обычный пейзаж наполнен до края эмоциями…
-Это кто рисовал? — интересуются. Указываю на портрет автора
-Фу, он толстый и старый…- интерес к талантливым полотнам, только что восхитившим девчонок, погас моментально. Автор не соответствовал их внешним запросам, он не был молодцеват и подтянут, он был не в тренде…
И это всё перечеркнуло и талант и тонкую душу автора…
«Зачем в советском кино снимали уродок?» — вопрос введший в ступор на Ютубе. Речь об Ахеджаковой… И было бесполезно доказывать, что истинное кино, равно, как и театр — не о внешнем, оно о внутреннем. И что талант актера стоит куда как дороже внешней красивой оболочки.
Если подойти с современными рамками к наших актерам, к тем чья игра заставляла плакать или смеяться, мы бы лишились Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Инны Чуриковой, Василия Шукшина, (список запросто можете продолжить) даже и Николая Караченцева — ибо и он был далек от стандартов современного красавчика… Но когда пересматривала «Юнону и Авось» где вместо Караченцева появился Дмитрий Певцов — уж вроде бы вполне себе прокачанный красавчик — душа не приняла… Николай Караченцев так и остался для меня единственным командором Резановым… Да, с неправильной, совсем не голливудской улыбкой, с грубыми чертами лица… но, но… Он — Резанов. И точка.
Мы видели в них не внешнее, они были нашей душой…
Сейчас запрос на тело. И это запрос звучит настолько зло, остро, нахраписто и бесцеремонно, что это шокирует.
Ребята, всегда во все времена, прежде тела ценилась душа… Более того осуждать человека за внешность считалось глупым и неуместным, бестактным. Ибо… каноны красоты у каждого свои — это раз. Тело человека — это его личное дело — это два. И никто не в праве кричать ему оголтело «Худей, жирная свинья» или «Толстей тощий урод» или «Прокачайся, ботаник!» Он сам волен выбирать каким ему быть.
Его внешний вид ни коим образом не мешает вам жить. Он не нарушает ваших личных прав и свобод, он не ущемляет вашего человеческого достоинства…
И третье… сугубо моё, каждый из кричащих в реале, или в интернете — похудей! Глубоко не уверенный в себе человек. Ему жутко хочется доказать себе и другим, что он личность… А доказывать нечем, кроме прокачанной ягодичной мышцы. Ибо осудить внешность, унизить — это не признак ума, и даже не признак души. Это признак ограниченности натуры и зашоренности мышлений.
И много лет назад наш мудрый режиссер преподал очень верный урок — ты — Джульетта, не потому что хороша собой. Ты — Джульетта — потому что твой внутренний мир — это мир Джульетты… Это умение безгранично любить, истово верить любимому и идти за ним до конца. И никакие шрамы этого не изменят. Человек — это прежде всего душа, характер, мысли поступки… И жизнь — она не о внешнем, она о внутреннем…