Владимиру Меньшову — 80: Почему знаменитый режиссер всю жизнь слышал упреки и обвинения в свой адрес
17 сентября исполняется 80 лет знаменитому советскому и российскому кинорежиссеру, актеру, сценаристу, народному артисту РСФСР Владимиру Меньшову. Его имя известно всем, а его фильмы давно стали классикой отечественного кинематографа. Казалось бы, ему удалось достичь всего, о чем только можно было мечтать, но немногие знают о том, какие преграды ему приходилось преодолевать. Из-за чего Меньшов всю жизнь слышал обвинения в пошлости, аморальности и отсутствии вкуса, и почему полученный «Оскар» стал для него настоящим наказанием — далее в обзоре.
Всего, чего достиг Владимир Меньшов, он добился сам. Он родился в семье, далекой от мира искусства: его отец был моряком, позже служил в НКВД, а мать работала горничной на судне, пока не познакомилась с будущим мужем. Интересна история встречи родителей Меньшова. Папа, окончив мореходку, работал помощником капитана на корабле. А мама — дочь зажиточного крестьянина, боясь репрессий и раскулачивания, покинула родную деревню и устроилась горничной на корабль, плававший из Баку в Иран. Там они и встретились — дочь «кулака» и будущий работник НКВД. В результате появилась счастливая семья, в которой родились двое детей — сначала сын Владимир, а через два года дочь Ирина.
Ранние детские годы Владимира Меньшова прошли в Баку. Но после войны, в 1947-ом, отца по службе перевели в Архангельск. Контраст между жарким Азербайджаном и величественным северным Архангельском был огромен. Меньшов-младший был сражен величием и красотой природы, навсегда влюбившись в те края.
В 1950-ом отца перевели в Астрахань.
С юности Владимир был заядлым киноманом и перечитал всю доступную литературу о кинематографе. Отец мечтал о том, чтобы сын стал военным, но тот грезил актерской профессией. Родители были не в восхищении от решения Владимира поступать на актёрский. Но препятствовать не стали. В 1957 году Владимир Меньшов прибыл из Астрахани в столицу и подал документы во ВГИК. К сожалению, экзамены он тогда провалил. Меньшов вернулся в Астрахань и устроился на завод токарем, а параллельно занимался актерской подготовкой во вспомогательном составе местного драмтеатра. Перед тем, как через 4 года Меньшов стал студентом Школы-студии МХАТ, он работал и токарем, и шахтером, и моряком, и водолазом.
После окончания актерского факультета Меньшов не смог найти работу — для него нашлось место только в Ставропольском драмтеатре, где он и выступал на протяжении 2-х лет. Вернувшись в Москву, он окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1970 г. Меньшов дебютировал в кино как актер и как сценарист. Правда, вскоре он понял, что актерская профессия для него — скорее, хобби, а режиссура — призвание и дело всей жизни.
Дебют в кино и кинематографическая биография Владимира Меньшова стартовали в том же 70-ом. Однокурсник Владимира Валентиновича Павловский взялся снимать свой фильм под названием «Счастливый Кукушкин». Меньшов становится соавтором сценария и принимает предложение сыграть в фильме главную роль. Лента вышла на экраны и получила очень благожелательные отклики и тёплый приём зрителей.
В 1971 году Меньшов принимает предложение сыграть главную роль в картине «Человек на своём месте» Алексея Сахарова. И получает свою первую награду — премию 4-го Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате (номинация «Приз за актёрскую работу»). С этого момента Владимир Меньшов уже никогда не ждал подолгу предложений от режиссёров. Он востребован и популярен.
В 70-ых годах Владимир Юрьевич появляется в картинах «Солёный пес», «Ар-хи-ме-ды!», «Последняя встреча», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и других.
Ещё больше ярких ролей приносят артисту 80−90-е годы. Меньшов снимается во множестве фильмов разных жанров. Наиболее известные его работы — Павел Голиков в популярной комедии «Где находится нофелет?», Сергей в замечательной мелодраме «Прости», яркий и колоритный Олег Николаевич в «Курьере», деловой Потапов в драматической картине «Магистраль», бесподобный Меньшиков в исторической ленте «Царевич Алексей».
Первая же его полнометражная работа — фильм «Розыгрыш» — заслужил признание и любовь зрителей. В 1977 г. он стал лидером проката, его посмотрело больше 33 млн человек, а спустя год режиссер получил Госпремию. Но его звездным часом стал 1980 г., когда вышел фильм «Москва слезам не верит». В первый же год его увидели 90 млн зрителей, а в 1981 г. фильм Меньшова был удостоен премии «Оскар». Правда, вместо режиссера награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получал представитель советского посольства в США — самого Меньшова на церемонию награждения из СССР не выпустили. А на родине вручили гвоздику и вазу.
Получить заслуженный «Оскар» Меньшов смог только спустя годы, да и то обманом. Режиссер рассказывал: «Да меня же в свое время не выпустили получать „Оскара“ и показали его только на первом фестивале „Ника“ — лет так двадцать пять назад. Решили, что меня вызовут на сцену, вручат, а потом я должен буду сразу статуэтку отдать. Но я попросил у зала: „Разрешите мне его хоть одну ночь подержать дома!“. Зал ответил: „Да, да!“. Я забрал статуэтку и не вернул. И слава Богу, потому что потом начались невероятные пертурбации. Министры приходили и уходили, и мой „Оскар“ точно бы стоял у кого-то на даче — орехи бы им кололи».
Несмотря на это, никаких жалоб и претензий к советской власти Меньшов сейчас не высказывает, как это делают многие, — говорит, уж такой был строй. Куда больше его расстроила реакция коллег, многие из которых ему откровенно завидовали. После успеха картины от него отвернулись даже те, кого он считал своими друзьями. Его называли выскочкой и непрофессионалом. На заседании Госкино на «Мосфильме» «Москву…» назвали дешевкой и позором советского кино, а режиссеру предлагали «надавать по рукам» за пошлость! Большинство коллег не скрывали своего мнения: «Оскар» достался Меньшову незаслуженно! И это при том, что в советском прокате этот фильм собрал около 50 млн рублей, при бюджете в 500 тысяч. Зрители ходили на сеансы по несколько раз, выстраиваясь в длинные очереди.
Даже после мирового признания Меньшову в СССР не приходилось почивать на лаврах. Требования к его работам были не менее, если не более суровыми, чем к фильмам других режиссеров. Идея снять лирическую комедию «Любовь и голуби» появилась у него после того, как он увидел одноименный спектакль на сцене театра «Современник». И хотя постановка пользовалась успехом, еще на этапе утверждения сценария Меньшов столкнулся с препятствиями: его обвинили в аморальности и пропаганде алкоголизма, в том, что он искажает крестьянский быт, слишком легковесно раскрывая тему пьянства. Хотя разрешения на съемки все же удалось добиться, отстоять судьбу уже снятой картины было еще тяжелее.
Съемки пришлись на пик антиалкогольной кампании, когда из фильмов вырезали все эпизоды с пьянством. И на худсовете потребовали вырезать все сцены, где герои выпивали. Следуя этой логике, из фильма пришлось бы полностью убрать все эпизоды с дядей Митей, роль которого блестяще исполнил Сергей Юрский. Понимая, что в таком случае просто «зарежут» весь фильм, Меньшов наотрез отказался вносить правки. Тогда его отстранили от работы и назначили другого режиссера для перемонтажа.
Режиссер вспоминал: «Доделывать фильм сел другой человек, но, естественно, он не мог ничего переделать, а то, что было переделано, оказалось таким бредом! Прошло три месяца, я выкуривал по три пачки в день, переживал. Там ведь где-то режут мой фильм! Считай, ребенка твоего режут! Мне казалось, я прям слышу эти звуки из монтажной… Уже думал: так, нужно где-то автомат достать, поехать в Госкино и как дать от колена! Хрен с ним — буду сидеть всю оставшуюся жизнь, но не позволю, чтобы творилось черт знает что!». Полгода фильм пролежал «на полке», а потом Меньшова пришлось вернуть, и он смог отстоять почти все эпизоды, забракованные цензурой.
Надо ли говорить, что отечественный кинозритель был снова покорён и влюблён. Да и за рубежом картина получила большой успех: на фестивале комедий в Испании «Любовь и голуби» завоевал главный приз — «Золотую ладью».
В 1995 году на экраны выходит новая комедия Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Здесь Владимир Валентинович и режиссёр, и актёр, и сценарист. Главные роли в картине сыграли Валерий Гаркалин и Вера Алентова. А ещё в ленте появились Армен Джигарханян, Олег Табаков и Инна Чурикова. Себе Меньшов отвёл роль Президента России.
В 2000-ом появилась замечательная мелодрама «Зависть богов». В ленте рассказано о периоде времени в разгар холодной войны. Главная героиня, которую снова играет любимая актриса Меньшова Вера Алентова, влюбляется во французского журналиста, которого сыграл Анатолий Лобоцкий. Маленькую роль в ленте согласился сыграть легендарный голливудский актёр Жерар Депардье. О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были Делон и Депардье — ему позвонили первому. Он дал согласие…» Зрители очень тепло встретили новый фильм.
В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале «Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ», светлого мага в дилогии «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Владимиру Меньшову прекрасно удаются роли сильных волевых людей, попадающих в неожиданные ситуации. Таким был его начальник зоны в «Каникулах строгого режима», папа-генерал в «Любови-Моркови-3», и, конечно, маршал Жуков в знаменитой «Ликвидации», с которым у Владимира Меньшова к тому же обнаружилось практически портретное сходство.
Так сложилось, что в сегодняшнем информационном пространстве имя Владимира Меньшова часто звучит в скандальном обрамлении. Сначала — в 2007 года Владимир Меньшов, приглашенный вручать кинопремию телеканала MTV за лучший фильм, узнав, что этим фильмом стала драма «Сволочи», отказался вручать приз и ушел со сцены. Свой поступок Владимир Меньшов мотивировал тем, что не хочет поощрять подлый фильм, искажающий историческую правду и очерняющий историю нашей страны. В 2012 году Владимир Меньшов публично высказался негативно о решении Никиты Михалкова выдвинуть фильм «Цитадель» на кинопремию «Оскар» в номинации «Зарубежное кино». Такое свое поведение Владимир Меньшов очень четко пояснил в интервью «Литературной газете»: «Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию. Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания».
Олег Табаков, смеясь, говорил, что Владимир Меньшов со своим талантом, как с горбом, — всю жизнь ему приходилось сталкиваться с неприятием, упреками и осуждением. Но может ли быть лучшее доказательство таланта и успеха, чем всенародная любовь к его фильмам, которые не теряют популярности вот уже 40 лет!